Протокол педиатрического слухопротезирования, основанный на индивидуализации параметров настройки слуховых аппаратов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует утвержденный клинический протокол педиатрического слухопротезирования. В то же время прогресс технологий современных слуховых аппаратов (СА), появление новых алгоритмов и функций требуют объективных доказательств их безопасности и эффективности для детей с нарушениями слуха. Для решения этих задач авторами разработан алгоритм педиатрического слухопротезирования, предполагающий, помимо стандартных процедур, объективную электроакустическую верификацию выходных параметров и отдельных функций СА. Исследование посвящено изучению преимуществ предлагаемого протокола.

Цель исследования — разработка и оценка эффективности протокола настройки СА, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и функций.

Методы. Проведено проспективное рандомизированное контролируемое клиническое исследование. Сравнивалась эффективность двух протоколов настройки СА: стандартного, основанного на оценке адекватности субъективными методами (контрольная группа), и экспериментального, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и отдельных функций СА — подавления обратной связи, амплитудной и частотной компрессии, направленности микрофона, цифрового шумоподавления (экспериментальная группа). В каждую группу включены по 56 детей 3–17 лет с тугоухостью IIIII степени, которым проводилось первичное слухопротезирование. Результаты оценивались через 1, 3 и 6 мес с использованием опросников PEACH и LIFE, речевой аудиометрии, фонемного теста. Регистрировалось среднесуточное время использования СА и время, затрачиваемое на настройку.

Результаты. У дошкольников в экспериментальной группе результаты опросника PEACH после использования экспериментального протокола оказались на 6% лучше, чем в контрольной группе, а у школьников (опросник LIFE) — на 11%. Разборчивость речи в тишине в экспериментальной группе у детей дошкольного возраста оказалась выше на 3,1% (p > 0,05), а у детей школьного возраста — на 9,3% (p < 0,01) по сравнению с детьми контрольной группы. Разборчивость речи в шуме у дошкольников выше на 7,8% (p < 0,05), а у школьников — на 13% (p < 0,01). Фонематическое распознавание у дошкольников экспериментальной группы оказалось выше на 4,5% (p < 0,05), у школьников — на 9,8% (p < 0,01) по сравнению с детьми контрольной группы. У детей, настройка которым проводилась с применением верификации, среднесуточное время использования СА было выше на 11–12% в зависимости от срока наблюдения. Настройка по экспериментальному протоколу занимала в среднем 1,5 ч, а по стандартному протоколу — 53 мин.

Заключение. Применение протокола педиатрического слухопротезирования, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и функций СА, позволяет достоверно повысить эффективность коррекции слуха у детей.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Газиз Шарифович Туфатулин

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; Детский городской сурдологический центр; Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: dr.tufatulin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6809-7764
SPIN-код: 2802-5522

доктор медицинских наук

Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4; Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Юрий Константинович Янов

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Email: 9153764@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9195-128X
SPIN-код: 4406-5143

доктор медицинских наук, профессор, академик РАН

Россия, Санкт-Петербург

Сергей Анатольевич Артюшкин

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи

Email: sergei.artyushkin@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4482-6157
SPIN-код: 5140-4055

доктор медицинских наук, профессор

Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4

Владимир Владимирович Дворянчиков

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Email: 3162256@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0925-7596
SPIN-код: 3538-2406

доктор медицинских наук, профессор

Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4; Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Carney A, Moeller MP. Treatment efficacy: Hearing loss in children. J. Speech Lang Hear Res. 1998;41(1):61–84. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4101.s61
  2. Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Возможности своевременной ранней реабилитации детей с нарушениями слуха // Российская оториноларингология. — 2008. — № S1. — С. 257–261. [Zagoryanskaya ME, Rumyantseva MG. Vozmozhnosti svoevremennoi rannei reabilitatsii detei s narusheniyami sluha. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2008;(S1):257–261. (In Russ.)]
  3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб.: Издательство КАРО; 2005. [Koroleva IV. Diagnostika i korrektsiya narusheniy sluhovoi funktsii u detei. St. Petersburg: KARO; 2005. (In Russ).]
  4. Королева И.В. Основы аудиологии и слухопротезирования. СПб.: Каро; 2022. [Koroleva IV. Osnovy audiologii i slukhoprotezirovaniya. St. Petersburg: KARO; 2022. (In Russ).]
  5. Yoshinaga-Itana C, Couter D, Thomson V. Developmental outcomes of children with hearing loss born in Colorado hospitals with and without universal newborn hearing screening programs. Semin Neonatol. 2008;6(6):521–529. doi: https://doi.org/10.1053/siny.2001.0075
  6. Ching TY, Dillon H, Marnane V, et al. Outcomes of early- and late-identified children at 3 years of age: findings from a prospective population-based study. Ear Hear. 2013;34(5):535–552. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0b013e3182857718
  7. Ontario Infant Hearing Program. Protocol for the provision of amplification. Version 2019.01. Ontario: Ontario Ministry of Children, Community and Social Services; 2019. 98 p.
  8. Joint Committee on Infant Hearing. Year 2019 position statement: Principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs. J Early Hear Detect Intervent. 2019;4(2):1–44.
  9. Ching TY, Dillon H, Leigh G, Cupples L. Learning from the Longitudinal Outcomes of Children with Hearing Impairment (LOCHI) study: summary of 5-year findings and implications. Int J Audiol. 2018;57(sup2):S105–S111. doi: https://doi.org/10.1080/14992027.2017.1385865
  10. Tomblin JB, Harrison M, Ambrose SE, et al. Language outcomes in young children with mild to severe hearing loss. Ear Hear. 2015;36 Suppl (0 1):76S–91S. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000219
  11. World Report on Hearing. In: World Health Organization: Official website. 3 March 2021. Available online: https://www.who.int/publications/i/item/world-report-on-hearing. Accessed on July 6, 2023.
  12. McCreery RW, Venediktov RA, Coleman JJ, Leech HM. An evidence-based systematic review of directional microphones and digital noise reduction hearing aids in school-age children with hearing loss. Am J Audiol. 2012;21(2):295–312. doi: https://doi.org/10.1044/1059-0889(2012/12-0014)
  13. Ching TY, O’Brien A, Dillon H, et al. Directional effects on infants and young children in real life: Implications for amplification. J Speech Lang Hear Res. 2009;52(5):1241–1254. doi: https://doi.org/10.1044/1092-4388(2009/08-0261)
  14. Gou J, Valero J, Marcoux A. The effect of non-linear amplification and low compression threshold on receptive and expressive speech ability in children with severe to profound hearing loss. J Educ Audiol. 2002;10:1–14.
  15. McCreery RW, Walker EA. Pediatric amplification. Enhancing Auditory Access. San Diego, CA: Plural Publishing; 2017.
  16. Pittman AL, Stelmachowicz PG, Lewis DE, Hoover BM. Spectral characteristics of speech at the ear: implications for amplification in children. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(3):649–657. doi: 10.1044/1092-4388(2003/051)
  17. McCreery RW, Bentler RA, Roush PA. The characteristics of hearing aid fittings in infants and young children. Ear Hear. 2013;34(6):701–710. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0b013e31828f1033
  18. Туфатулин Г.Ш., Чинг Т., Савельева Е.Е., Савельев Е.С. Русскоязычная версия опросника PEACH (валидация и нормативные данные) // Вестник оториноларингологии. — 2021. — Т. 86. — № 2. — С. 10–15. [Tufatulin GSh, Ching T, Savelieva EE, Saveliev ES. Russian version of PEACH scale (validation and normative data). Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2021;86(2):10-15. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20218602110
  19. Anderson K, Smaldino J. Listening inventories for education: a classroom measurement tool. The Hearing Journal. 1999;52:74–76. doi: https://doi.org/10.1097/00025572-199910000-00009
  20. Seewald R, Moodie S, Scollie S, Bagatto M. The DSL method for pediatric hearing instrument fitting: historical perspective and current issues. Trends Amplif. 2005;9(4):145–157. doi: https://doi.org/10.1177/108471380500900402
  21. Feirn R. Guidelines for Fitting Hearing Aids to Young Infants. Version 2.0. 2014. 18 p.
  22. Scollie S, Levy C, Pourmand N, et al. Fitting noise management signal processing applying the American Academy of Audiology Pediatric Amplification Guideline: Verification protocols. J Am Acad Audiol. 2016;27(3):237–251. doi: https://doi.org/10.3766/jaaa.15060
  23. Dillon H. Hearing aids. Second edition. Sydney: Boomerang press; 2012.
  24. McCreery RW, Alexander J, Brennan MA, et al. The influence of audibility on speech recognition with nonlinear frequency compression for children and adults with hearing loss. Ear Hear. 2014;35(4):440–447. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000027
  25. Scollie S, Glista D, Seto J, et al. Fitting frequency-lowering signal processing applying the American Academy of Audiology Pediatric Amplification Guideline: Updates and protocols. J Am Acad Audiol. 2016;27(3):219–236. doi: https://doi.org/10.3766/jaaa.15059
  26. Stelmachowicz PG, Mace AL, Kopun JG, Carney E. Long-term and short-term characteristics of speech: implications for hearing aid selection for young children. J Speech Hear Res. 1993;36(3):609–620. doi: https://doi.org/10.1044/jshr.3603.609
  27. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб.: Диалог; 2019. [Boboshko MYu, Riehakainen EI. Rechevaya audiometriya v klinicheskoi praktike. St. Petersburg: Dialog; 2019. (In Russ).]
  28. Наумова И.В., Пашков А.В., Воеводина К.И., Фатахова М.Т. Восприятие речи и состояние порогов звуковосприятия у пациентов с кохлеарными имплантатами // Вестник оториноларингологии. – 2022. – Т. 87. – № 6. — С. 11–13. [Naumova IV, Pashkov AV, Voevodina KI, Fatakhova MT. Speech perception and the state of sound perception thresholds in patients with cochlear implants. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2022;87(6):11–13. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20228706111
  29. Гойхбург М.В., Нечаев Д.И., Бахшинян В.В., Таварткиладзе Г.А. Оценка результатов реабилитации пользователей кохлеарных имплантатов с применением психоакустических методов исследования // Вестник оториноларингологии. – 2021. – Т. 86. – № 6. – С. 10-16. [Goykhburg MV, Nechaev DI, Bakhshinyan VV, Tavartkiladze GA. Evaluation of the cochlear implantation users rehabilitation results using psychoacoustic Methods. Bulletin of Otorhinolaryngology = Vestnik otorinolaringologii. 2021;86(6):10–16. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20218606110

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Верификация СА в реальном ухе: А — расположение пациента перед динамиком (в ухе — зонд-микрофон и СА); Б — результат измерения (объяснение в тексте)

Скачать (264KB)
3. Рис. 2. Алгоритм верификации функции цифрового шумоподавления (Scollie S. и соавт., 2016)

Скачать (307KB)
4. Рис. 3. Верификация функции цифрового шумоподавления: А — активация функции в ответ на громкий речевой стимул (неадекватное функционирование); Б — после коррекции настройки шумоподавление не включается в ответ на громкий речевой стимул; В— шумоподавление активируется в ответ на шумовой сигнал, ограничение усиления происходит преимущественно в низкочастотном диапазоне

Скачать (276KB)
5. Рис. 4. Положение пациента при верификации направленности микрофона: А — передняя позиция по отношению к динамику; Б — задняя позиция

Скачать (242KB)
6. Рис. 5. Верификация направленности микрофона: А — режим всенаправленного микрофона; Б — режим фиксированной направленности. Сплошная линия — передняя позиция пациента, пунктирная линия — задняя позиция пациента. Таблица в нижней части отражает цифровые значения звукового давления (дБ УЗД)

Скачать (190KB)
7. Рис. 6. Определение максимальной слышимой частоты выходного сигнала (MAOF): 1 — целевое значение (DSL v.5) для уровня входного сигнала ISTS 55 дБ УЗД; 2 — для уровня 65 дБ УЗД; 3 — для уровня 75 дБ УЗД; 4 — целевой уровень насыщения (ВУЗД90); 5–8 — фактический выход СА в реальном ухе при входных уровнях сигнала 55, 65, 75 и 90 дБ УЗД соответственно; 9 — УЗД-аудиограмма

Скачать (126KB)
8. Рис. 7. Электроакустическая оценка показаний к частотному понижению: А — частотное понижение показано; Б — частотное понижение не показано. 1 — целевой выход СА (DSL v.5); 2 — ответ СА на стимул ISTS, 65 дБ УЗД; 3 — УЗД-аудиограмма; 4 — выход СА в ответ на стимул «С». Частотное понижение отключено

Скачать (163KB)
9. Рис. 8. Верификация функции частотного понижения

Скачать (111KB)
10. Рис. 9. Схема проведения исследования

Скачать (465KB)
11. Рис. 10. Частота необходимости коррекции настроек функций СА, установленных по умолчанию у детей экспериментальной группы. Значения — количество случаев.

Скачать (204KB)
12. Рис. 11. Результаты опросников PEACH (А) и LIFE (Б) до и в различные периоды после слухопротезирования

Скачать (239KB)
13. Рис. 12. Результаты речевой аудиометрии в тишине в СА в различные периоды после слухопротезирования

Скачать (430KB)
14. Рис. 13. Результаты оценки распознавания фонем

Скачать (201KB)
15. Рис. 14. Среднее время использования СА (ч/сут) в различные периоды после слухопротезирования. Вертикальные линии — стандартное отклонение

Скачать (181KB)
16. Рис. 15. Среднее время первичной настройки СА при использовании экспериментального и стандартного протоколов настройки у детей дошкольного и школьного возраста. Вертикальные линии — стандартное отклонение

Скачать (95KB)

© Издательство "Педиатръ", 2023



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах