Протокол педиатрического слухопротезирования, основанный на индивидуализации параметров настройки слуховых аппаратов
- Авторы: Туфатулин Г.Ш.1,2,3, Янов Ю.К.3, Артюшкин С.А.1, Дворянчиков В.В.1,3
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи
- Детский городской сурдологический центр
- Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
- Выпуск: Том 78, № 4 (2023)
- Страницы: 314-328
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ
- Дата публикации: 01.11.2023
- URL: https://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/article/view/14859
- DOI: https://doi.org/10.15690/vramn14859
- ID: 14859
Цитировать
Полный текст
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Обоснование. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует утвержденный клинический протокол педиатрического слухопротезирования. В то же время прогресс технологий современных слуховых аппаратов (СА), появление новых алгоритмов и функций требуют объективных доказательств их безопасности и эффективности для детей с нарушениями слуха. Для решения этих задач авторами разработан алгоритм педиатрического слухопротезирования, предполагающий, помимо стандартных процедур, объективную электроакустическую верификацию выходных параметров и отдельных функций СА. Исследование посвящено изучению преимуществ предлагаемого протокола.
Цель исследования — разработка и оценка эффективности протокола настройки СА, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и функций.
Методы. Проведено проспективное рандомизированное контролируемое клиническое исследование. Сравнивалась эффективность двух протоколов настройки СА: стандартного, основанного на оценке адекватности субъективными методами (контрольная группа), и экспериментального, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и отдельных функций СА — подавления обратной связи, амплитудной и частотной компрессии, направленности микрофона, цифрового шумоподавления (экспериментальная группа). В каждую группу включены по 56 детей 3–17 лет с тугоухостью II–III степени, которым проводилось первичное слухопротезирование. Результаты оценивались через 1, 3 и 6 мес с использованием опросников PEACH и LIFE, речевой аудиометрии, фонемного теста. Регистрировалось среднесуточное время использования СА и время, затрачиваемое на настройку.
Результаты. У дошкольников в экспериментальной группе результаты опросника PEACH после использования экспериментального протокола оказались на 6% лучше, чем в контрольной группе, а у школьников (опросник LIFE) — на 11%. Разборчивость речи в тишине в экспериментальной группе у детей дошкольного возраста оказалась выше на 3,1% (p > 0,05), а у детей школьного возраста — на 9,3% (p < 0,01) по сравнению с детьми контрольной группы. Разборчивость речи в шуме у дошкольников выше на 7,8% (p < 0,05), а у школьников — на 13% (p < 0,01). Фонематическое распознавание у дошкольников экспериментальной группы оказалось выше на 4,5% (p < 0,05), у школьников — на 9,8% (p < 0,01) по сравнению с детьми контрольной группы. У детей, настройка которым проводилась с применением верификации, среднесуточное время использования СА было выше на 11–12% в зависимости от срока наблюдения. Настройка по экспериментальному протоколу занимала в среднем 1,5 ч, а по стандартному протоколу — 53 мин.
Заключение. Применение протокола педиатрического слухопротезирования, основанного на объективной электроакустической верификации выходных параметров и функций СА, позволяет достоверно повысить эффективность коррекции слуха у детей.
Полный текст
Об авторах
Газиз Шарифович Туфатулин
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; Детский городской сурдологический центр; Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
Автор, ответственный за переписку.
Email: dr.tufatulin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6809-7764
SPIN-код: 2802-5522
доктор медицинских наук
Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4; Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургЮрий Константинович Янов
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
Email: 9153764@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9195-128X
SPIN-код: 4406-5143
доктор медицинских наук, профессор, академик РАН
Россия, Санкт-ПетербургСергей Анатольевич Артюшкин
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи
Email: sergei.artyushkin@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4482-6157
SPIN-код: 5140-4055
доктор медицинских наук, профессор
Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4Владимир Владимирович Дворянчиков
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
Email: 3162256@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0925-7596
SPIN-код: 3538-2406
доктор медицинских наук, профессор
Россия, 194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, корп. 4; Санкт-ПетербургСписок литературы
- Carney A, Moeller MP. Treatment efficacy: Hearing loss in children. J. Speech Lang Hear Res. 1998;41(1):61–84. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4101.s61
- Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Возможности своевременной ранней реабилитации детей с нарушениями слуха // Российская оториноларингология. — 2008. — № S1. — С. 257–261. [Zagoryanskaya ME, Rumyantseva MG. Vozmozhnosti svoevremennoi rannei reabilitatsii detei s narusheniyami sluha. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2008;(S1):257–261. (In Russ.)]
- Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб.: Издательство КАРО; 2005. [Koroleva IV. Diagnostika i korrektsiya narusheniy sluhovoi funktsii u detei. St. Petersburg: KARO; 2005. (In Russ).]
- Королева И.В. Основы аудиологии и слухопротезирования. СПб.: Каро; 2022. [Koroleva IV. Osnovy audiologii i slukhoprotezirovaniya. St. Petersburg: KARO; 2022. (In Russ).]
- Yoshinaga-Itana C, Couter D, Thomson V. Developmental outcomes of children with hearing loss born in Colorado hospitals with and without universal newborn hearing screening programs. Semin Neonatol. 2008;6(6):521–529. doi: https://doi.org/10.1053/siny.2001.0075
- Ching TY, Dillon H, Marnane V, et al. Outcomes of early- and late-identified children at 3 years of age: findings from a prospective population-based study. Ear Hear. 2013;34(5):535–552. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0b013e3182857718
- Ontario Infant Hearing Program. Protocol for the provision of amplification. Version 2019.01. Ontario: Ontario Ministry of Children, Community and Social Services; 2019. 98 p.
- Joint Committee on Infant Hearing. Year 2019 position statement: Principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs. J Early Hear Detect Intervent. 2019;4(2):1–44.
- Ching TY, Dillon H, Leigh G, Cupples L. Learning from the Longitudinal Outcomes of Children with Hearing Impairment (LOCHI) study: summary of 5-year findings and implications. Int J Audiol. 2018;57(sup2):S105–S111. doi: https://doi.org/10.1080/14992027.2017.1385865
- Tomblin JB, Harrison M, Ambrose SE, et al. Language outcomes in young children with mild to severe hearing loss. Ear Hear. 2015;36 Suppl (0 1):76S–91S. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000219
- World Report on Hearing. In: World Health Organization: Official website. 3 March 2021. Available online: https://www.who.int/publications/i/item/world-report-on-hearing. Accessed on July 6, 2023.
- McCreery RW, Venediktov RA, Coleman JJ, Leech HM. An evidence-based systematic review of directional microphones and digital noise reduction hearing aids in school-age children with hearing loss. Am J Audiol. 2012;21(2):295–312. doi: https://doi.org/10.1044/1059-0889(2012/12-0014)
- Ching TY, O’Brien A, Dillon H, et al. Directional effects on infants and young children in real life: Implications for amplification. J Speech Lang Hear Res. 2009;52(5):1241–1254. doi: https://doi.org/10.1044/1092-4388(2009/08-0261)
- Gou J, Valero J, Marcoux A. The effect of non-linear amplification and low compression threshold on receptive and expressive speech ability in children with severe to profound hearing loss. J Educ Audiol. 2002;10:1–14.
- McCreery RW, Walker EA. Pediatric amplification. Enhancing Auditory Access. San Diego, CA: Plural Publishing; 2017.
- Pittman AL, Stelmachowicz PG, Lewis DE, Hoover BM. Spectral characteristics of speech at the ear: implications for amplification in children. J Speech Lang Hear Res. 2003;46(3):649–657. doi: 10.1044/1092-4388(2003/051)
- McCreery RW, Bentler RA, Roush PA. The characteristics of hearing aid fittings in infants and young children. Ear Hear. 2013;34(6):701–710. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0b013e31828f1033
- Туфатулин Г.Ш., Чинг Т., Савельева Е.Е., Савельев Е.С. Русскоязычная версия опросника PEACH (валидация и нормативные данные) // Вестник оториноларингологии. — 2021. — Т. 86. — № 2. — С. 10–15. [Tufatulin GSh, Ching T, Savelieva EE, Saveliev ES. Russian version of PEACH scale (validation and normative data). Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2021;86(2):10-15. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20218602110
- Anderson K, Smaldino J. Listening inventories for education: a classroom measurement tool. The Hearing Journal. 1999;52:74–76. doi: https://doi.org/10.1097/00025572-199910000-00009
- Seewald R, Moodie S, Scollie S, Bagatto M. The DSL method for pediatric hearing instrument fitting: historical perspective and current issues. Trends Amplif. 2005;9(4):145–157. doi: https://doi.org/10.1177/108471380500900402
- Feirn R. Guidelines for Fitting Hearing Aids to Young Infants. Version 2.0. 2014. 18 p.
- Scollie S, Levy C, Pourmand N, et al. Fitting noise management signal processing applying the American Academy of Audiology Pediatric Amplification Guideline: Verification protocols. J Am Acad Audiol. 2016;27(3):237–251. doi: https://doi.org/10.3766/jaaa.15060
- Dillon H. Hearing aids. Second edition. Sydney: Boomerang press; 2012.
- McCreery RW, Alexander J, Brennan MA, et al. The influence of audibility on speech recognition with nonlinear frequency compression for children and adults with hearing loss. Ear Hear. 2014;35(4):440–447. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000027
- Scollie S, Glista D, Seto J, et al. Fitting frequency-lowering signal processing applying the American Academy of Audiology Pediatric Amplification Guideline: Updates and protocols. J Am Acad Audiol. 2016;27(3):219–236. doi: https://doi.org/10.3766/jaaa.15059
- Stelmachowicz PG, Mace AL, Kopun JG, Carney E. Long-term and short-term characteristics of speech: implications for hearing aid selection for young children. J Speech Hear Res. 1993;36(3):609–620. doi: https://doi.org/10.1044/jshr.3603.609
- Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб.: Диалог; 2019. [Boboshko MYu, Riehakainen EI. Rechevaya audiometriya v klinicheskoi praktike. St. Petersburg: Dialog; 2019. (In Russ).]
- Наумова И.В., Пашков А.В., Воеводина К.И., Фатахова М.Т. Восприятие речи и состояние порогов звуковосприятия у пациентов с кохлеарными имплантатами // Вестник оториноларингологии. – 2022. – Т. 87. – № 6. — С. 11–13. [Naumova IV, Pashkov AV, Voevodina KI, Fatakhova MT. Speech perception and the state of sound perception thresholds in patients with cochlear implants. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2022;87(6):11–13. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20228706111
- Гойхбург М.В., Нечаев Д.И., Бахшинян В.В., Таварткиладзе Г.А. Оценка результатов реабилитации пользователей кохлеарных имплантатов с применением психоакустических методов исследования // Вестник оториноларингологии. – 2021. – Т. 86. – № 6. – С. 10-16. [Goykhburg MV, Nechaev DI, Bakhshinyan VV, Tavartkiladze GA. Evaluation of the cochlear implantation users rehabilitation results using psychoacoustic Methods. Bulletin of Otorhinolaryngology = Vestnik otorinolaringologii. 2021;86(6):10–16. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.17116/otorino20218606110