Одномоментное популяционное исследование распространенности лёгких когнитивных нарушений у детей среднего школьного возраста
- Авторы: Каркашадзе Г.А.1, Гогберашвили Т.Ю.1, Константиниди Т.А.1, Кайтукова Е.В.1,2, Вишнёва Е.А.1,2, Солошенко М.А.1, Сергеева Н.Е.1, Эфендиева К.Е.1,2, Устинова Н.В.1, Пашков А.В.1, Комарова Е.В.1,2, Драпкина О.М.3, Шепель Р.Н.3, Межидов К.С.3, Намазова-Баранова Л.С.1,2
-
Учреждения:
- НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
- Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
- Выпуск: Том 78, № 4 (2023)
- Страницы: 329-347
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ
- URL: https://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/article/view/12460
- DOI: https://doi.org/10.15690/vramn12460
- ID: 12460
Цитировать
Полный текст
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Обоснование. Различные легкие когнитивные нарушения у детей относятся к социально значимым расстройствам, которые часто встречаются в практике детских неврологов, но явный дефицит эпидемиологических данных не позволяет судить о масштабе проблемы.
Цель исследования — оценить распространенность сочетанных легких когнитивных расстройств в крупной когорте российских детей — учащихся 5-х классов.
Методы. Проанализированы результаты обследования российских школьников муниципальных образований, представлявших города всех федеральных округов Российской Федерации. Изучены когнитивные функции, исследование которых включало шесть субтестов. По результатам тестирования с помощью способа оценки когнитивных функций при популяционных исследованиях оценивали частоту отнесения участников к группе высокого риска сочетанных легких когнитивных нарушений и вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений. Проводился анализ связей широты результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, интегративной когнитивной успешности, результатов выполнения отдельных когнитивных субтестов с академической успеваемостью и фактором ведущей руки.
Результаты. В исследование включено 1067 учащихся 5-х классов, завершило его 1036 участников, из них 51% девочек. Принадлежность к кластеру по интегративной когнитивной успешности и представленность ведущей руки не имели половых различий, субтесты на зрительно-пространственное восприятие/память и конструктивный праксис лучше выполняли мальчики (p < 0,001 и p = 0,020 соответственно), а у девочек отмечалась тенденция к лучшему выполнению субтестов на вербально-логическое мышление и произвольное внимание (p = 0,050 и p = 0,051 соответственно). Высокий риск сочетанных легких когнитивных нарушений по результатам когнитивного тестирования определен у 30,2% обследованных, а вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений составила 7,5%. Установлено, что из изучаемых факторов с академической успеваемостью сильнее связаны широта результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, и результативность выполнения субтеста на вербально-логическое мышление. В то же время сила этих связей была весьма умеренной. Представленность ведущей руки никак не была связана с когнитивными факторами, включая результативность на уровне легких когнитивных нарушений, но левшество было связано частично с лучшей успеваемостью по литературе.
Заключение. Результаты исследования впервые на полирегиональной когорте российских школьников продемонстрировали крупный масштаб потенциальной распространенности легких когнитивных нарушений у детей, а также показали ряд закономерностей нейробиологии когнитивного развития.
Ключевые слова
Полный текст
Об авторах
Георгий Арчилович Каркашадзе
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Автор, ответственный за переписку.
Email: karkga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8540-3858
SPIN-код: 6248-0970
кандидат медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Тинатин Юзовна Гогберашвили
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: tinatina2004@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9790-7490
SPIN-код: 5723-4805
кандидат психол. наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Татьяна Анатольевна Константиниди
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: tkonstantinidi@list.ru
SPIN-код: 7971-2040
кандидат медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Елена Владимировна Кайтукова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: sunrise_ok@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8936-3590
SPIN-код: 1272-7036
кандидат медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1Елена Александровна Вишнёва
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: vishneva.e@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7398-0562
SPIN-код: 1109-2810
доктор медицинских наук, профессор РАН
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1Маргарита Александровна Солошенко
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: margosoloshenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6150-0880
SPIN-код: 2954-9873
кандидат медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Наталья Евгеньевна Сергеева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: natalia_023@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7218-8434
SPIN-код: 9332-5010
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1
Камила Евгеньевна Эфендиева
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: kamillaef@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-0317-2425
SPIN-код: 5773-3901
кандидат медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1Наталья Вячеславовна Устинова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: ust-doctor@mail.ru
SPIN-код: 5003-3852
доктор медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Александр Владимирович Пашков
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского
Email: avpashkov.mail@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3197-2879
SPIN-код: 2779-8496
доктор медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1Елена Владимировна Комарова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: dr.klv@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-6000-5418
SPIN-код: 2581-8021
доктор медицинских наук
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1Оксана Михайловна Драпкина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: ODrapkina@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0002-4453-8430
SPIN-код: 4456-1297
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН
Россия, МоскваРуслан Николаевич Шепель
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: r.n.shepel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8984-9056
SPIN-код: 3115-0515
кандидат медицинских наук
Россия, МоскваКазбек Султанович Межидов
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: kmezhidov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6032-6286
SPIN-код: 6906-6680
кандидат медицинских наук
Россия, МоскваЛейла Сеймуровна Намазова-Баранова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: leyla.s.namazova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2209-7531
SPIN-код: 1312-2147
доктор медицинских наук, профессор, академик РАН
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1Список литературы
- Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // Педиатрическая фармакология. — 2011. — Т. 8. — № 5. — С. 6–12. [Karkashadze GA, Maslova OI, Namazova-Baranova LS. Current problems of diagnosis and treatment of mild cognitive impairments in children. Pediatric Pharmacology. 2011;8(5):37–41. (In Russ.)]
- Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А. Новые нейробиологические подходы к профилактике и лечению перинатальных поражений ЦНС. — М.: Российская академия наук, 2017. — 106 с. [Baranov AA, Namazova-Baranova LS, Karkashadze GA. Novye nejrobiologicheskie podhody k profilaktike i lecheniyu perinatal’nyh porazhenij CNS. Moscow: Rossijskaya akademiya nauk; 2017. 106 s. (In Russ.)]
- O’Neill S, Rajendran K, Mahbubani SM, et al. Preschool Predictors of ADHD Symptoms and Impairment during Childhood and Adolescence. Curr Psychiatry Rep. 2017;19(12):95. doi: https://doi.org/10.1007/s11920-017-0853-z
- Arts E, Orobio de Castro B, Luteijn E, et al. Improving social emotional func-tioning in adolescents with Developmental Language Disorders: A mini review and recommendations. Front Psychiatry. 2022;13:966008. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.966008
- Margari L1, Buttiglione M, Craig F, et al. Neuro-psychopathological comorbidities in learning disorders. BMC Neurol. 2013;13:198. doi: https://doi.org/10.1186/1471-2377-13-198
- Flapper BC, Schoemaker MM. Developmental coordination disorder in children with specific language impairment: comorbidity and impact on quality of life. Res Dev Disabil. 2013;34(2):756–763. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.10.014
- Cheng HC, Chen HY, Tsai CL, et al. Comorbidity of motor and language impairments in preschool children of Taiwan. Res Dev Disabil. 2009;30(5):1054–1061. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2009.02.008
- Matthews M, Nigg JT, Fair DA. Attention deficit hyperactivity disorder. Curr Top Behav Neurosci. 2014;16:235–266. doi: https://doi.org/10.1007/7854_2013_249
- Rosenbaum S, Simon P. (eds). Speech and Language Disorders in Children: Implications for the Social Security Administration’s Supple-mental Security Income Program. Committee on the Evaluation of the Supplemental Security Income (SSI) Disability Program for Children with Speech Disorders and Language Disorders; Board on the Health of Select Populations; Board on Children, Youth, and Families; Institute of Medicine; Division of Behavioral and Social Sciences and Education; National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Washington, DC: National Academies Press; 2016.
- Tsui KW, Lai KY, Lee MM, et al. Prevalence of motor problems in children with attention deficit hyperactivity disorder in Hong Kong. Hong Kong Med J. 2016;22(2):98–105. doi: https://doi.org/10.12809/hkmj154591
- Adler LA, Spencer ThJ, Wilens TE. (eds). Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Adults and Children. Cambridge University Press; 2015. 392 p.
- Tosto MG, Momi SK, Asherson P, et al. A systematic review of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and mathematical ability: current findings and future implications. BMC Med. 2015;13:204. doi: https://doi.org/10.1186/s12916-015-0414-4
- Sharma A, Couture J. A review of the pathophysiology, etiology, and treatment of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD). Ann Pharmacother. 2014;48(2):209–225. doi: https://doi.org/10.1177/1060028013510699
- Serrallach B, Groß C, Bernhofs V, et al. Neural Biomarkers for Dyslexia, ADHD, and ADD in the Auditory Cortex of Children. Front Neurosci. 2016;10:324. doi: https://doi.org/10.3389/fnins.2016.00324
- Greven CU, Kovas Y, Willcutt EG, et al. Evidence for shared genetic risk between ADHD symptoms and reduced mathematics ability: a twin study. J Child Psychol Psychiatry. 2014;55(1):39–48. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12090
- Mueller KL, Tomblin JB. Examining the comorbidity of language disorders and ADHD. Top Lang Disord. 2012;32(3):228–246. doi: https://doi.org/10.1097/TLD.0b013e318262010d
- Plomin R, Deary IJ. Genetics and intelligence differences: five special findings. Mol Psychiatry. 2015;20(1):98–108. doi: https://doi.org/10.1038/mp.2014.105
- Plomin R, Kovas Y. Generalist genes and learning disabilities. Psychol Bull. 2005;131(4):592–617. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.4.592
- Weindrich D, Jennen-Steinmetz C, Laucht M, et al. Epidemiology and prognosis of specific disorders of language and scholastic skills. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2000;9(3):186–194. doi: https://doi.org/10.1007/s007870070042
- Tomblin JB, Records NL, Buckwalter P, et al. Prevalence of specific language impairment in kindergarten children. J Speech Lang Hear Res. 1997;40(6):1245–1260. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4006.1245
- Norbury CF, Gooch D, Wray C, et al. The impact of nonverbal ability on prevalence and clinical presentation of language disorder: evidence from a population study. J Child Psychol Psychiatry. 2016;57(11):1247–1257. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12573
- Katusic SK, Colligan RC, Barbaresi WJ, et al. Incidence of reading disability in a population-based birth cohort, 1976–1982, Rochester, Minn. Mayo Clin Proc. 2001;76(11):1081–1092. doi: https://doi.org/10.4065/76.11.1081
- Shaywitz SE, Shaywitz BA, Fletcher JM, et al. Prevalence of reading disability in boys and girls. Results of the Connecticut Longitudinal Study. JAMA. 1990;264(8):998–1002.
- Jovanović G, Jovanović Z, Banković-Gajić J, et al. The frequency of dyscalculia among primary school children. Psychiatr Danub. 2013;25(2):170–174.
- Polanczyk G, de Lima MS, Horta BL, et al. The worldwide prevalence of ADHD: a systematic review and metaregression analysis. Am J Psychiatry. 2007;164(6):942–948. doi: https://doi.org/10.1176/ajp.2007.164.6.942
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5). Washington, DC: American Psychiatric Association; 2013.
- Каркашадзе Г.А., Гогберашвили Т.Ю., Константиниди Т.А., и др. Патент № 2701399 C1 Российская Федерация, МПК A61B 5/00. Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях: № 2019112551: заявл. 24.04.2019: опубл. 26.09.2019. [Karkashadze GA, Gogberashvili TYu, Konstantinidi TA, i dr. Patent № 2701399 C1 Rossijskaya Federaciya, MPK A61B 5/00. Sposob ocenki kognitivnyh funkcij detej shkol’nogo vozrasta pri populyacionnyh issledovaniyah: № 2019112551: zayavl. 24.04.2019: opubl. 26.09.2019. (In Russ.)]
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing; 2013. 992 p.
- International Classification of Diseases. 10th Revision. World Health Organization, 2010.
- Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В., и др. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования // Педиатрическая фармакология. — 2018. — Т. 15. — № 4. — С. 333–342. [Namazova-Baranova LS, Yeletskaya KA, Kaytukova EV, et al. Evaluation of the Physical Development of Children of Secondary School Age: аn Analysis of the Results of a Cross-Sectional Study. Pediatricheskaya farmakologiya = Pediatric pharmacology. 2018;15(4):333–342. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948
- Дубоносова Е.Ю., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., и др. Распространенность цитомегаловирусной инфекции среди подростков в Российской Федерации: результаты одномоментного популяционного анализа серопревалентности // Педиатрическая фармакология. — 2021. — Т. 18. — № 6. — С. 451–459. [Dubonosova EYu, Namazova-Baranova LS, Vishneva EA, et al. Cytomegalovirus Infection in Adolescents of Russian Federation: Results of Cross-Sectional Population Analysis of Seroprevalence. Pediatric pharmacology. 2021;18(6):451–459. (In Russ.)] doi: https://doi.org/https://doi.org/10.15690/pf.v18i6.2297
- Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы / под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. — 64 с. [Skhema nejropsihologicheskogo issledovaniya vysshih psihicheskih funkcij i emocional’no-lichnostnoj sfery / pod red. E.D. Homskoj. Moscow: Institut obshchegumanitarnyh issledovanij; 2007. 64 s. (In Russ.)]
- Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями головного мозга в разные возрастные периоды: дис. … канд. психол. наук. Специальность 19.00.04 «Медицинская психология». — М., 2005. — 200 с. [Chelysheva MV. Osobennosti nejropsihologicheskih sindromov u detej s lokal’nymi porazheniyami golovnogo mozga v raznye vozrastnye periody: dis. … kand. psihol. nauk. Special’nost’ 19.00.04 “Medicinskaya psihologiya”. Moscow; 2005. 200 s. (In Russ.)]
- Wechsler D. Wechsler intelligence scale for children — revised. N.Y.: Psychological Corporation; 1974.
- Матвеев Е.В., Надеждин Д.С., Калинин A.B. Компьютерный комплекс для физиологических исследований «Психомат» // Медицинская техника. — 1991. — № 2. — С. 39–41. [Matveev EV, Nadezhdin DS, Kalinin AB. Komp’yuternyj kompleks dlya fiziologicheskih issledovanij “Psihomat”. Medicinskaya tekhnika. 1991;2:39–41. (In Russ.)]
- Cochran WG. Sampling Techniques. 3rd ed. N.Y.: Wiley Press; 1977.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1969. [Luriya AR. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal’nyh porazheniyah mozga. Moscow; 1969. (In Russ.)]
- Lozano-Blasco R, Quílez-Robres A, Usán P, et al. Types of Intelligence and Academic Performance: A Systematic Review and Meta-Analysis. J Intell. 2022;10(4):123. doi: https://doi.org/10.3390/jintelligence10040123
- Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A meta-analytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35(5):401–426. doi: https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004
- Hoffmann MS, Leibenluft E, Stringaris A, et al. Positive Attributes Buffer the Negative Associations between Low Intelligence and High Psychopathology with Educational Outcomes. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2016;55(1):47–53. doi: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2015.10.013
- Wong MM, Csikszentmihalyi M. Motivation and academic achievement: the effects of personality traits and the quality of experience. J Pers. 1991;59(3):539–574. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00259.x
- Hemphill J.F. Interpreting the magnitudes of correlation coefficients. Am Psychol. 2003;58(1):78−79. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066x.58.1.78
- Kell HJ, Lang JWB. The Great Debate: General Ability and Specific Abilities in the Prediction of Im-portant Outcomes. J Intell. 2018;6(3):39. doi: https://doi.org/10.3390/jintelligence6030039
- Somers M, Shields LS, Boks MP, et al. Cognitive benefits of right-handedness: a meta-analysis. Neurosci Biobehav Rev. 2015;51: 48–63. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2015.01.003
- Ntolka E, Papadatou-Pastou M. Right-handers have negligibly higher IQ scores than left-handers: Systematic review and meta-analyses. Neurosci Biobehav Rev. 2018;84:376–393. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.08.007
- Mellet E, Jobard G, Zago L, et al. Relationships be-tween hand laterality and verbal and spatial skills in 436 healthy adults balanced for handedness. Laterality. 2014;19(4):383–404. doi: https://doi.org/10.1080/1357650X.2013.796965
- Prat CS, Gallée J, Yamasaki BL. Getting language right: Relating individual differences in right hemisphere contributions to language learning and relearning. Brain Lang. 2023;239:105242. doi: https://doi.org/10.1016/j.bandl.2023.105242
- Turner BO, Marinsek N, Ryhal E, et al. Hemispheric lateralization in reasoning. Ann N Y Acad Sci. 2015;1359:47–64. doi: https://doi.org/10.1111/nyas.12940
- Mihov KM, Denzler M, Förster J. Hemispheric specialization and creative thinking: a meta-analytic review of lateralization of creativity. Brain Cogn. 2010;72(3):442–448. doi: https://doi.org/10.1016/j.bandc.2009.12.007
- Lindell AK. Lateral thinkers are not so laterally minded: hemispheric asymmetry, interaction, and creativity. Laterality. 2011;16(4): 479–498. doi: https://doi.org/10.1080/1357650X.2010.497813
- Lindell A. Lateralization of the expression of facial emotion in humans. Prog Brain Res. 2018;238:249–270. doi: https://doi.org/10.1016/bs.pbr.2018.06.005