Одномоментное популяционное исследование распространенности лёгких когнитивных нарушений у детей среднего школьного возраста

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Различные легкие когнитивные нарушения у детей относятся к социально значимым расстройствам, которые часто встречаются в практике детских неврологов, но явный дефицит эпидемиологических данных не позволяет судить о масштабе проблемы.

Цель исследования — оценить распространенность сочетанных легких когнитивных расстройств в крупной когорте российских детей — учащихся 5-х классов.

Методы. Проанализированы результаты обследования российских школьников муниципальных образований, представлявших города всех федеральных округов Российской Федерации. Изучены когнитивные функции, исследование которых включало шесть субтестов. По результатам тестирования с помощью способа оценки когнитивных функций при популяционных исследованиях оценивали частоту отнесения участников к группе высокого риска сочетанных легких когнитивных нарушений и вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений. Проводился анализ связей широты результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, интегративной когнитивной успешности, результатов выполнения отдельных когнитивных субтестов с академической успеваемостью и фактором ведущей руки.

Результаты. В исследование включено 1067 учащихся 5-х классов, завершило его 1036 участников, из них 51% девочек. Принадлежность к кластеру по интегративной когнитивной успешности и представленность ведущей руки не имели половых различий, субтесты на зрительно-пространственное восприятие/память и конструктивный праксис лучше выполняли мальчики (p < 0,001 и p = 0,020 соответственно), а у девочек отмечалась тенденция к лучшему выполнению субтестов на вербально-логическое мышление и произвольное внимание (p = 0,050 и p = 0,051 соответственно). Высокий риск сочетанных легких когнитивных нарушений по результатам когнитивного тестирования определен у 30,2% обследованных, а вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений составила 7,5%. Установлено, что из изучаемых факторов с академической успеваемостью сильнее связаны широта результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, и результативность выполнения субтеста на вербально-логическое мышление. В то же время сила этих связей была весьма умеренной. Представленность ведущей руки никак не была связана с когнитивными факторами, включая результативность на уровне легких когнитивных нарушений, но левшество было связано частично с лучшей успеваемостью по литературе.

Заключение. Результаты исследования впервые на полирегиональной когорте российских школьников продемонстрировали крупный масштаб потенциальной распространенности легких когнитивных нарушений у детей, а также показали ряд закономерностей нейробиологии когнитивного развития.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Георгий Арчилович Каркашадзе

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Автор, ответственный за переписку.
Email: karkga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8540-3858
SPIN-код: 6248-0970

кандидат медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Тинатин Юзовна Гогберашвили

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: tinatina2004@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9790-7490
SPIN-код: 5723-4805

кандидат психол. наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Татьяна Анатольевна Константиниди

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: tkonstantinidi@list.ru
SPIN-код: 7971-2040

кандидат медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Елена Владимировна Кайтукова

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: sunrise_ok@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8936-3590
SPIN-код: 1272-7036

кандидат медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1

Елена Александровна Вишнёва

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: vishneva.e@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7398-0562
SPIN-код: 1109-2810

доктор медицинских наук, профессор РАН

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1

Маргарита Александровна Солошенко

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: margosoloshenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6150-0880
SPIN-код: 2954-9873

кандидат медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Наталья Евгеньевна Сергеева

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: natalia_023@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7218-8434
SPIN-код: 9332-5010
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Камила Евгеньевна Эфендиева

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: kamillaef@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-0317-2425
SPIN-код: 5773-3901

кандидат медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1

Наталья Вячеславовна Устинова

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: ust-doctor@mail.ru
SPIN-код: 5003-3852

доктор медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Александр Владимирович Пашков

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского

Email: avpashkov.mail@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3197-2879
SPIN-код: 2779-8496

доктор медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1

Елена Владимировна Комарова

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: dr.klv@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-6000-5418
SPIN-код: 2581-8021

доктор медицинских наук

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1

Оксана Михайловна Драпкина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: ODrapkina@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0002-4453-8430
SPIN-код: 4456-1297

доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН

Россия, Москва

Руслан Николаевич Шепель

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: r.n.shepel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8984-9056
SPIN-код: 3115-0515

кандидат медицинских наук

Россия, Москва

Казбек Султанович Межидов

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: kmezhidov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6032-6286
SPIN-код: 6906-6680

кандидат медицинских наук

Россия, Москва

Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова

НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 РНЦХ имени академика Б.В. Петровского; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: leyla.s.namazova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2209-7531
SPIN-код: 1312-2147

доктор медицинских наук, профессор, академик РАН

Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, с. 1; 117997 Москва, ул. Островитянова, 1

Список литературы

  1. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // Педиатрическая фармакология. — 2011. — Т. 8. — № 5. — С. 6–12. [Karkashadze GA, Maslova OI, Namazova-Baranova LS. Current problems of diagnosis and treatment of mild cognitive impairments in children. Pediatric Pharmacology. 2011;8(5):37–41. (In Russ.)]
  2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А. Новые нейробиологические подходы к профилактике и лечению перинатальных поражений ЦНС. — М.: Российская академия наук, 2017. — 106 с. [Baranov AA, Namazova-Baranova LS, Karkashadze GA. Novye nejrobiologicheskie podhody k profilaktike i lecheniyu perinatal’nyh porazhenij CNS. Moscow: Rossijskaya akademiya nauk; 2017. 106 s. (In Russ.)]
  3. O’Neill S, Rajendran K, Mahbubani SM, et al. Preschool Predictors of ADHD Symptoms and Impairment during Childhood and Adolescence. Curr Psychiatry Rep. 2017;19(12):95. doi: https://doi.org/10.1007/s11920-017-0853-z
  4. Arts E, Orobio de Castro B, Luteijn E, et al. Improving social emotional func-tioning in adolescents with Developmental Language Disorders: A mini review and recommendations. Front Psychiatry. 2022;13:966008. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.966008
  5. Margari L1, Buttiglione M, Craig F, et al. Neuro-psychopathological comorbidities in learning disorders. BMC Neurol. 2013;13:198. doi: https://doi.org/10.1186/1471-2377-13-198
  6. Flapper BC, Schoemaker MM. Developmental coordination disorder in children with specific language impairment: comorbidity and impact on quality of life. Res Dev Disabil. 2013;34(2):756–763. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.10.014
  7. Cheng HC, Chen HY, Tsai CL, et al. Comorbidity of motor and language impairments in preschool children of Taiwan. Res Dev Disabil. 2009;30(5):1054–1061. doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2009.02.008
  8. Matthews M, Nigg JT, Fair DA. Attention deficit hyperactivity disorder. Curr Top Behav Neurosci. 2014;16:235–266. doi: https://doi.org/10.1007/7854_2013_249
  9. Rosenbaum S, Simon P. (eds). Speech and Language Disorders in Children: Implications for the Social Security Administration’s Supple-mental Security Income Program. Committee on the Evaluation of the Supplemental Security Income (SSI) Disability Program for Children with Speech Disorders and Language Disorders; Board on the Health of Select Populations; Board on Children, Youth, and Families; Institute of Medicine; Division of Behavioral and Social Sciences and Education; National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Washington, DC: National Academies Press; 2016.
  10. Tsui KW, Lai KY, Lee MM, et al. Prevalence of motor problems in children with attention deficit hyperactivity disorder in Hong Kong. Hong Kong Med J. 2016;22(2):98–105. doi: https://doi.org/10.12809/hkmj154591
  11. Adler LA, Spencer ThJ, Wilens TE. (eds). Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Adults and Children. Cambridge University Press; 2015. 392 p.
  12. Tosto MG, Momi SK, Asherson P, et al. A systematic review of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and mathematical ability: current findings and future implications. BMC Med. 2015;13:204. doi: https://doi.org/10.1186/s12916-015-0414-4
  13. Sharma A, Couture J. A review of the pathophysiology, etiology, and treatment of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD). Ann Pharmacother. 2014;48(2):209–225. doi: https://doi.org/10.1177/1060028013510699
  14. Serrallach B, Groß C, Bernhofs V, et al. Neural Biomarkers for Dyslexia, ADHD, and ADD in the Auditory Cortex of Children. Front Neurosci. 2016;10:324. doi: https://doi.org/10.3389/fnins.2016.00324
  15. Greven CU, Kovas Y, Willcutt EG, et al. Evidence for shared genetic risk between ADHD symptoms and reduced mathematics ability: a twin study. J Child Psychol Psychiatry. 2014;55(1):39–48. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12090
  16. Mueller KL, Tomblin JB. Examining the comorbidity of language disorders and ADHD. Top Lang Disord. 2012;32(3):228–246. doi: https://doi.org/10.1097/TLD.0b013e318262010d
  17. Plomin R, Deary IJ. Genetics and intelligence differences: five special findings. Mol Psychiatry. 2015;20(1):98–108. doi: https://doi.org/10.1038/mp.2014.105
  18. Plomin R, Kovas Y. Generalist genes and learning disabilities. Psychol Bull. 2005;131(4):592–617. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.4.592
  19. Weindrich D, Jennen-Steinmetz C, Laucht M, et al. Epidemiology and prognosis of specific disorders of language and scholastic skills. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2000;9(3):186–194. doi: https://doi.org/10.1007/s007870070042
  20. Tomblin JB, Records NL, Buckwalter P, et al. Prevalence of specific language impairment in kindergarten children. J Speech Lang Hear Res. 1997;40(6):1245–1260. doi: https://doi.org/10.1044/jslhr.4006.1245
  21. Norbury CF, Gooch D, Wray C, et al. The impact of nonverbal ability on prevalence and clinical presentation of language disorder: evidence from a population study. J Child Psychol Psychiatry. 2016;57(11):1247–1257. doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12573
  22. Katusic SK, Colligan RC, Barbaresi WJ, et al. Incidence of reading disability in a population-based birth cohort, 1976–1982, Rochester, Minn. Mayo Clin Proc. 2001;76(11):1081–1092. doi: https://doi.org/10.4065/76.11.1081
  23. Shaywitz SE, Shaywitz BA, Fletcher JM, et al. Prevalence of reading disability in boys and girls. Results of the Connecticut Longitudinal Study. JAMA. 1990;264(8):998–1002.
  24. Jovanović G, Jovanović Z, Banković-Gajić J, et al. The frequency of dyscalculia among primary school children. Psychiatr Danub. 2013;25(2):170–174.
  25. Polanczyk G, de Lima MS, Horta BL, et al. The worldwide prevalence of ADHD: a systematic review and metaregression analysis. Am J Psychiatry. 2007;164(6):942–948. doi: https://doi.org/10.1176/ajp.2007.164.6.942
  26. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5). Washington, DC: American Psychiatric Association; 2013.
  27. Каркашадзе Г.А., Гогберашвили Т.Ю., Константиниди Т.А., и др. Патент № 2701399 C1 Российская Федерация, МПК A61B 5/00. Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях: № 2019112551: заявл. 24.04.2019: опубл. 26.09.2019. [Karkashadze GA, Gogberashvili TYu, Konstantinidi TA, i dr. Patent № 2701399 C1 Rossijskaya Federaciya, MPK A61B 5/00. Sposob ocenki kognitivnyh funkcij detej shkol’nogo vozrasta pri populyacionnyh issledovaniyah: № 2019112551: zayavl. 24.04.2019: opubl. 26.09.2019. (In Russ.)]
  28. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing; 2013. 992 p.
  29. International Classification of Diseases. 10th Revision. World Health Organization, 2010.
  30. Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В., и др. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования // Педиатрическая фармакология. — 2018. — Т. 15. — № 4. — С. 333–342. [Namazova-Baranova LS, Yeletskaya KA, Kaytukova EV, et al. Evaluation of the Physical Development of Children of Secondary School Age: аn Analysis of the Results of a Cross-Sectional Study. Pediatricheskaya farmakologiya = Pediatric pharmacology. 2018;15(4):333–342. (In Russ.)] doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948
  31. Дубоносова Е.Ю., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., и др. Распространенность цитомегаловирусной инфекции среди подростков в Российской Федерации: результаты одномоментного популяционного анализа серопревалентности // Педиатрическая фармакология. — 2021. — Т. 18. — № 6. — С. 451–459. [Dubonosova EYu, Namazova-Baranova LS, Vishneva EA, et al. Cytomegalovirus Infection in Adolescents of Russian Federation: Results of Cross-Sectional Population Analysis of Seroprevalence. Pediatric pharmacology. 2021;18(6):451–459. (In Russ.)] doi: https://doi.org/https://doi.org/10.15690/pf.v18i6.2297
  32. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы / под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. — 64 с. [Skhema nejropsihologicheskogo issledovaniya vysshih psihicheskih funkcij i emocional’no-lichnostnoj sfery / pod red. E.D. Homskoj. Moscow: Institut obshchegumanitarnyh issledovanij; 2007. 64 s. (In Russ.)]
  33. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями головного мозга в разные возрастные периоды: дис. … канд. психол. наук. Специальность 19.00.04 «Медицинская психология». — М., 2005. — 200 с. [Chelysheva MV. Osobennosti nejropsihologicheskih sindromov u detej s lokal’nymi porazheniyami golovnogo mozga v raznye vozrastnye periody: dis. … kand. psihol. nauk. Special’nost’ 19.00.04 “Medicinskaya psihologiya”. Moscow; 2005. 200 s. (In Russ.)]
  34. Wechsler D. Wechsler intelligence scale for children — revised. N.Y.: Psychological Corporation; 1974.
  35. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С., Калинин A.B. Компьютерный комплекс для физиологических исследований «Психомат» // Медицинская техника. — 1991. — № 2. — С. 39–41. [Matveev EV, Nadezhdin DS, Kalinin AB. Komp’yuternyj kompleks dlya fiziologicheskih issledovanij “Psihomat”. Medicinskaya tekhnika. 1991;2:39–41. (In Russ.)]
  36. Cochran WG. Sampling Techniques. 3rd ed. N.Y.: Wiley Press; 1977.
  37. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1969. [Luriya AR. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal’nyh porazheniyah mozga. Moscow; 1969. (In Russ.)]
  38. Lozano-Blasco R, Quílez-Robres A, Usán P, et al. Types of Intelligence and Academic Performance: A Systematic Review and Meta-Analysis. J Intell. 2022;10(4):123. doi: https://doi.org/10.3390/jintelligence10040123
  39. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A meta-analytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35(5):401–426. doi: https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004
  40. Hoffmann MS, Leibenluft E, Stringaris A, et al. Positive Attributes Buffer the Negative Associations between Low Intelligence and High Psychopathology with Educational Outcomes. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2016;55(1):47–53. doi: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2015.10.013
  41. Wong MM, Csikszentmihalyi M. Motivation and academic achievement: the effects of personality traits and the quality of experience. J Pers. 1991;59(3):539–574. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00259.x
  42. Hemphill J.F. Interpreting the magnitudes of correlation coefficients. Am Psychol. 2003;58(1):78−79. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066x.58.1.78
  43. Kell HJ, Lang JWB. The Great Debate: General Ability and Specific Abilities in the Prediction of Im-portant Outcomes. J Intell. 2018;6(3):39. doi: https://doi.org/10.3390/jintelligence6030039
  44. Somers M, Shields LS, Boks MP, et al. Cognitive benefits of right-handedness: a meta-analysis. Neurosci Biobehav Rev. 2015;51: 48–63. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2015.01.003
  45. Ntolka E, Papadatou-Pastou M. Right-handers have negligibly higher IQ scores than left-handers: Systematic review and meta-analyses. Neurosci Biobehav Rev. 2018;84:376–393. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.08.007
  46. Mellet E, Jobard G, Zago L, et al. Relationships be-tween hand laterality and verbal and spatial skills in 436 healthy adults balanced for handedness. Laterality. 2014;19(4):383–404. doi: https://doi.org/10.1080/1357650X.2013.796965
  47. Prat CS, Gallée J, Yamasaki BL. Getting language right: Relating individual differences in right hemisphere contributions to language learning and relearning. Brain Lang. 2023;239:105242. doi: https://doi.org/10.1016/j.bandl.2023.105242
  48. Turner BO, Marinsek N, Ryhal E, et al. Hemispheric lateralization in reasoning. Ann N Y Acad Sci. 2015;1359:47–64. doi: https://doi.org/10.1111/nyas.12940
  49. Mihov KM, Denzler M, Förster J. Hemispheric specialization and creative thinking: a meta-analytic review of lateralization of creativity. Brain Cogn. 2010;72(3):442–448. doi: https://doi.org/10.1016/j.bandc.2009.12.007
  50. Lindell AK. Lateral thinkers are not so laterally minded: hemispheric asymmetry, interaction, and creativity. Laterality. 2011;16(4): 479–498. doi: https://doi.org/10.1080/1357650X.2010.497813
  51. Lindell A. Lateralization of the expression of facial emotion in humans. Prog Brain Res. 2018;238:249–270. doi: https://doi.org/10.1016/bs.pbr.2018.06.005

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Вклад результативности выполнения отдельных когнитивных субтестов в кластеризацию участников по интегративной когнитивной успешности

Скачать (141KB)
3. Рис. 2. Частота вариантов комбинаций отклоненных когнитивных функций на уровне легких когнитивных нарушений (три и более отклоненные функции) у каждого участника

Скачать (181KB)
4. Рис. 3. Успеваемость по математике при различном количестве субтестов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений

Скачать (132KB)
5. Рис. 4. Успеваемость по русскому языку при различном количестве субтестов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений

Скачать (127KB)
6. Рис. 5. Успеваемость по литературе при различном количестве субтестов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений

Скачать (131KB)
7. Рис. 6. Академическая успеваемость участников различных когнитивных кластеров

Скачать (173KB)
8. Рис. 7. Распределение по ведущей руке среди групп участников с различной успеваемостью по литературе

Скачать (66KB)

© Издательство "Педиатръ", 2023



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах