Интегрированная система подготовки научных медицинских кадров Сеченовского Университета

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Работа посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке эффективности единой системы подготовки научных медицинских кадров и оптимизации их индивидуальной траектории профессионального роста. Система основана на поэтапном формировании базовых научно-исследовательских компетенций у обучающихся медицинских предпрофессиональных классов, потенциальных студентов Сеченовского Университета.

Цель исследования ― проанализировать эффективность единой системы подготовки научных медицинских кадров на основе технологии включения обучающихся предпрофессиональных классов в замкнутый цикл (школа−университет−научно-исследовательская лаборатория), разработанный в Сеченовском Университете.

Методы. Применялись универсальные научные методы ― анализ и синтез, полевые и социологические исследования, которые включали анкетирование, обучение, наблюдение и контрольное тестирование старшеклассников медицинских предпрофессиональных классов.

Результаты. В ходе исследования выявлена высокая эффективность модели организации образовательного процесса с интеграцией обучающихся медицинских предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров Сеченовского Университета и создания специализированной среды для ускоренного индивидуального профессионального роста.

Заключение. Проведенное исследование подтвердило целесообразность использования технологии персонализированного подхода для поэтапного формирования базовых научно-исследовательских компетенций в интегрированной системе подготовки научных медицинских кадров.

Полный текст

Обоснование

В настоящее время повышены требования к научным кадрам и исследованиям в связи с ускоренным прогрессом научных исследований и технологий. Проект новой редакции Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» отражает необходимость соответствия новых научных разработок международным стандартам, практико-ориентированности и конкурентоспособности [1]. Развитие науки направлено на создание зон превосходства не только в исследовательской деятельности, но и в подготовке будущих научных кадров. Соответственно, возникает потребность в оптимизации системы подготовки высокоспециализированных исследователей, которые бы максимально эффективно вели научную деятельность. Базовые научно-исследовательские компетенции у молодых ученых, как правило, формируются либо на старших курсах обучения в вузе, либо на этапе последипломного образования в аспирантуре. В российских школах практически отсутствуют эффективные обучающие методики, направленные на создание ранней мотивации к ведению научно-исследовательской и проектной деятельности, а также на раннее формирование необходимых компетенций, которые в будущем могут помочь в профессиональной карьере.

В последнее десятилетие отмечается тенденция ускоренного развития науки и ее интеграция во многие сферы общественной жизни [2]. В то же время само общество испытывает потребность в высокотехнологичной качественной медицинской помощи с применением новейших IT-технологий, персонализированных методов диагностики и таргетной терапии [3]. Речь идет о необходимости мультидисциплинарного подхода и сотрудничества с IT-технологами, биоинженерами, биофизиками, материаловедами и др. [4]. Благодаря комплексированию специалистов различных сфер деятельности за последние годы разработаны новые высокоэффективные методы ранней диагностики заболеваний и терапевтические мишени [5]. Однако в настоящее время вклад российских ученых в развитие науки на мировом уровне недостаточен. Данные от 2017 г. показывают, что Россия имеет низкий удельный вес публикаций отечественных ученых по отношению к зарубежным в базе данных Web of Science и занимает 32-е место, уступив многим странам третьего мираa. Таким образом, вопрос подготовки эффективных научных кадров в нашей стране является актуальным.

В 2016 г. наблюдался прирост числа российских публикаций в Web of Science по отношению к 2015 г., составив 4368 единиц. При этом наибольший вклад внесли те организации и учреждения, где была значительно выше доля именно молодых ученыхb. Неудовлетворенность результатами в научной сфере диктует необходимость реорганизации системы образования на разных ее уровнях, обучения базовым понятиям научной компетентности еще в школе. Такого же мнения придерживаются и сами молодые ученые, которые, по данным опроса 2017 г., считают, что появление «научных классов» уже в школе было бы одним из лучших вариантов продвижения науки в странеc. Известно, что в школах учащиеся получают недостаточно знаний и навыков, которые бы в перспективе могли способствовать успешной образовательной и научной деятельности. А обязательными компонентами для познания теоретических основ базовых и профильных дисциплин являются теоретическое мышление, анализ сущности вопросов, восприятие ключевых понятий и классификаций [6, 7]. Обучение школьников, направленное на развитие понятийного мышления, требует активной переработки информации, заключающей в себе применение таких подходов, как абстрагирование, конкретизация, систематизация, обобщение [8]. Также для эффективного решения поставленных задач и грамотного распределения приоритетности информации в современных условиях важным является умение мыслить критически [9]. Специалисту без критического и одновременно креативного мышления будет сложно или даже невозможно непрерывно развиваться и совершенствоваться [10]. Например, что касается врача, то в современном мире ему необходимо постоянно обновлять свои знания, читать иностранную литературу, грамотно интерпретировать результаты последних исследований, владеть актуальной информацией и быть компетентным в своей области. Таким образом, сочетание развития продуктивного мышления с навыками его практического использования, применение исследовательской практики вместе с репродуктивным усвоением материала и использование при этом альтернативных подходов составляет основу формирования творческого мышления и регулятивных навыков учеников, которые имеют большое значение в их будущей профессиональной, научной деятельности [11]. Однако в настоящее время многим из вышеперечисленных навыков в российских школах практически не обучают, что говорит о недостаточном осознании и проработке обозначенной проблемы.

Первым шагом для ее решения стало создание в отечественных школах профильных классов для углубленного изучения определенных предметов ― физики и математики, химии и биологии, гуманитарных дисциплин и т.д. [12]. Наиболее распространенными способами формирования мотивации к научным исследованиям у обучающихся являются олимпиады различного уровня (международные, всероссийская, регионарные и т.д.)c; проведение школьных научно-практических конференций, а также специализированных практико-ориентированных курсов [13]. Но, к сожалению, такие методы интеграции школьников в науку нельзя считать достаточными, так как часто отмечается отсутствие правильно структурированной исследовательской работы.

Примером школы, соответствующей современным представлениям о подготовке научных кадров, является Специализированный учебно-научный центр − школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (СУНЦ МГУ), где особое внимание уделяется углубленному изучению естественных наук. При поступлении в СУНЦ МГУ немногие обучающиеся имеют опыт исследовательских работ, однако по окончании заведения каждый обладает навыками поиска литературы, работы с научными публикациями и выступлений на конференциях. Отдельные ученики имеют публикации в научных журналах. Кроме того, по данным исследований [14], выпускники школ без научного опыта отмечают рост публикационной активности лишь в аспирантуре, а выпускники СУНЦ МГУ ― еще со студенчества, что подтверждает позднее приобретение базовых навыков ведения научной деятельности многими начинающими учеными в России.

Проблема замедленного внедрения молодежи в научную деятельность обсуждается не только в России [15], но и в других странах мира [16]. Мировое сообщество нуждается в воспитании квалифицированных специалистов, ориентированных на научную деятельность еще с начальных этапов профессионального образования [17]. Так, E. Blackburn, лауреат Нобелевской премии по медицине, утверждает, что введение в школьную программу научно ориентированных предметов необходимо для воспитания нового поколения молодых ученых [18].

Европейский взгляд на воспитание будущих ученых включает в себя множество различных направлений, в том числе систему студенческого менторства [19] и идею проведения мастер-классов для студентов ― бакалавров, изучающих естественные науки. По словам P. Nurse, директора Francis Crick Institute Лондона, такой формат поможет студентам углубиться в различные направления науки с помощью приглашенного эксперта ― практикующего профессионала своего дела. Именно он может преподнести в доступной форме такие общие вопросы, как проведение научного эксперимента и планирование полноценной работы. Очевидно, что студенты нуждаются в помощи при выборе будущего направления своего исследования, и именно научно-педагогические сотрудники университета, их преподаватели и наставники могут ее оказать [20].

Важно, что обучающими могут быть не только педагоги и профессора, но и студенты. Например, в Йельском университете проблема решена следующим образом: существует Центр обучения и преподавания (Yale Center for Teaching and Learning), включающий множество направлений работы, в том числе научные курсы, подготовленные студентами, успешно завершившими их (course-based peer tutors in science and quantitative reasoning). Такие студенты разрабатывают программы под руководством профессора, а затем преподают небольшим группам своих сверстников оригинально подготовленный материал [21]. Подобный опыт имеется и в Сколковском институте науки и технологий, именуемый «периодом факультативных занятий» [22].

О важности решения проблемы и своевременного получения базовых знаний по наукометрии и процессу ведения научного исследования упоминают и сами научные работники. К примеру, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация содействия науке», деятельность которой направлена на развитие отечественной науки и совершенствование образовательной политики [23], в рамках проекта «Научные традиции: диалог поколений» провела опрос молодых ученых Академии наук РАН, представителей вузовской науки (НИУ ВШЭ), крупных исследовательских центров (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ), заинтересованных бизнес-корпораций (компания ЗАО «НТ-МДТ» и Ройстат), а также государственных структур (Московская государственная экспертиза). Респондентами стали аспиранты, врачи и инженеры, многие из которых являются обладателями научных степеней. На вопрос об оптимальных формах работы с молодежью был получен однозначный ответ: необходимо создать условия воспитания поколения юных исследователей не только в вузах, но и организациях школьного уровня, уделяя особое внимание вопросам научной этики и правильной работе с научной литературойс.

Привлечение в образовательный процесс преподавателей вузов, возможность отработки практических навыков, изучение азов базовых фундаментальных медицинских наук и латинского языка составляют современную концепцию обучения школьников в медицинских предпрофессиональных классах [24]. Также ежегодно проводятся научно-практические конференции для школьников «Старт в медицину», «Наука для жизни» [25]. Однако при этом реализуемая программа на данный момент не позволяет учащимся изучить базовые основы ведения научной деятельности и представления результатов исследовательских проектов. Введение краткого курса обучения могло бы способствовать более широкому вовлечению талантливых школьников в современное научное сообщество.

Таким образом, результаты анализа специальной отечественной и зарубежной литературы подтверждают факт недостаточной изученности проблемы подготовки научных кадров будущего формата и интеграции школьников предпрофессиональных классов в единую образовательную систему. Учащимся общеобразовательных организаций необходимы условия, в которых они бы могли развивать свои способности и возможности, позволяющие им в будущем стать специалистами международного класса.

Цель исследования ― проанализировать эффективность единой системы подготовки научных медицинских кадров на основе технологии включения обучающихся предпрофессиональных классов в замкнутый цикл (школа−университет−научно-исследовательская лаборатория), разработанный в Сеченовском Университете.

Методы

Исследование выполнено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. и одобрено Локальным этическим комитетом. Эмпирической базой исследования стали 400 обучающихся предпрофессиональных 9−11-х классов медицинской направленности города Москвы. Для теоретического обоснования необходимости совершенствования системы подготовки научных кадров будущего и оптимизации индивидуальной траектории профессионального роста был проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме подготовки научных кадров в России и в зарубежных странах.

При проведении исследования применялись эмпирические методы: анкетирование, обучение, наблюдение и контрольное тестирование старшеклассников медицинских предпрофессиональных классов. Эти методы позволили получить сведения о реальных представлениях школьников относительно ведения научной деятельности, определить их мотивацию, исходную вовлеченность в исследовательскую работу и наличие навыков самостоятельной работы с фактическими данными.

Для количественной и качественной оценки выявленных результатов применялась статистическая обработка данных с их графическим представлением. Эффективность внедрения методики интеграции обучающихся медицинских предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров оценивалась по количеству реализованных научно-исследовательских проектов и публикаций, а также по участию в научных конференциях различного уровня.

Результаты

С целью определения уровня осведомленности обучающихся предпрофессиональных классов медицинской направленности было проведено анкетирование, содержащее вопросы, относящиеся к понятию «научно-исследовательская работа». Научно-исследовательская работа (НИР) ― работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез; установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе; научных обобщений; научного обоснования проектов. На основании анализа анкет было определено, что 57% опрошенных учащихся предпрофессиональных классов знают, что такое НИР.

С основными этапами НИР знакомы 57% опрошенных школьников (рис. 1). Наиболее известные этапы НИР среди учащихся предпрофессиональных медицинских классов ― это работа с литературой (66%), выбор темы (58%) и формулировка выводов (57%). Хуже всего школьникам известны такие ключевые этапы НИР, как выбор объекта и предмета исследования (2%), организация условий проведения эксперимента (2%), разработка гипотезы исследования (9%). На вопрос о видах НИР ответил 71% опрошенных.

 

Рис. 1. Знание этапов научно-исследовательской работы

 

Современный научный мир базируется на постоянном и своевременном поиске информации, необходимой для понимания траектории развития того или иного научного направления и сопоставления собственных результатов исследования с мировыми тенденциями. Вопрос о знании наиболее популярных баз научной литературы показал, что о базе данных научных публикаций Google Scholar знают 18% респондентов и лишь 14% ― о наиболее емкой базе научной медицинской литературы PubMed. Об одной из наиболее полных баз данных Scopus знают только 9%, и 6% слышали о Web of Science (рис. 2).

 

Рис. 2. Информированность о базах данных научных статей

 

Помимо этого, выяснилось, что о понятии «научная статья» имеют представление 38% респондентов. Обязательные разделы научной статьи известны 36,6% респондентам. Примерно половина обучающихся знают о существовании разделов научной публикации — введения, результатов и выводов (50; 52 и 52% соответственно). Небольшое количество школьников назвали такие разделы, как материалы и методы, список литературы (13 и 16% соответственно) (рис. 3). Суть понятия «тезис» известно 49% опрошенных. Виды докладов НИР на конференции известны 31% опрошенных, из них 21% респондентов назвал презентацию, а 42% ― постер.

 

Рис. 3. Информированность об обязательных разделах научной публикации

 

Отдельный блок вопросов был посвящен основам научной деятельности. Так, о критериях подбора журнала для публикации собственной статьи известно 16% респондентов. О возможных требованиях журнала к автору знают 7% опрошенных. Цели и задачи медицинской статистики как науки понятны 25% опрошенных. Обосновать важность совмещения научной и медицинской деятельности смогли 35% респондентов (рис. 4). Характеристика понятия «плагиат» была наиболее известным фактом ― 84% опрошенных школьников ответили на этот вопрос.

 

Рис. 4. Информированность об основах научной деятельности

 

Результаты проведенного социологического исследования послужили основой разработки оригинальных программ мастер-классов с дифференцированным подходом к обучению в зависимости от степени подготовленности школьников. Комплекс из 20 мастер-классов затрагивал актуальные темы, касающиеся вопросов науки: «Методология научного познания», «Формирование оптимальной траектории научной карьеры», «Азбука наукометрии», «Виды научных исследований и их дизайн», «Иностранный язык в науке», «Поиск научной литературы», «Программы для создания библиографических ссылок», «Основы написания литературного обзора», «Вопросы биомедицинской этики в науке», «Эксперимент с животными», «Эксперимент в фармации», «Лабораторные методы для проведения эксперимента», «Основы медицинской статистики», «Написание экспериментальной статьи», «Подготовка презентации», «Подготовка постера», «Написание тезисов к научной работе», «Ораторское искусство, выступление на конференции, ответы на вопросы», «Основы грантовой поддержки научных работ», «Как запатентовать свою разработку». Главными принципами разработки мастер-классов стали интерактивные методики и менторский подход. Взаимодействие студентов старших курсов и школьников облегчает усвоение ими информации, а также формирует мотивацию для личностного и профессионального роста.

В целом было подготовлено и проведено 20 мастер-классов и 10 семинаров, на каждом из них присутствовало около 50 учащихся предпрофессиональных медицинских классов.

Для закрепления представленного материала были разработаны и изданы методические рекомендации для школьников «Введение в медицинскую науку», где в краткой и доступной форме были отражены основные темы, представленные на мастер-классах. Помимо этого, в разработанном пособии подробно раскрыты темы и выделены их ключевые моменты, расставлены акценты на основных положениях, даны ответы на вопросы, возникавшие у школьников в ходе посещения мастер-классов. Самоподготовка и закрепление приобретенных компетенций проводились с использованием специально разработанного для этого «Дневника юного ученого», в котором помимо глоссария и иллюстративного материала имелись тесты, задачи, задания по вопросам медицинской науки.

С целью иллюстрации и понимания современного научно-исследовательского процесса для школьников были организованы экскурсии в подразделения Сеченовского Университета, в частности НИИ регенеративной медицины, НИИ молекулярной медицины, Центральный виварий, Музей И.М. Сеченова, Музей истории медицины, а также Анатомический и Патологоанатомический музеи. В проект, впервые реализованный в стенах Сеченовского Университета, было вовлечено более 400 школьников предпрофильных классов медицинской направленности.

Оценка эффективности методики интеграции обучающих медицинских предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров показала увеличение числа реализованных научно-исследовательских проектов (с 13 до 25). Также повысилось количество участников научных конференций городского и областного уровней (с 16 до 57). В мае 2018 г. впервые была организована и проведена секция устных докладов школьников в рамках II Итоговой научно-практической конференции Центра научной карьеры Сеченовского Университета: в ней приняли участие 15 школьников, прошедших курс обучения по методике «Введение в медицинскую науку».

Регулярная реализация подобных программ позволила повысить не только интерес школьников к научно-исследовательской деятельности, но и заложить прочный фундамент ее реализации.

Обсуждение

Важной особенностью последнего десятилетия стало повышенное внимание российского общества и руководства страны к развитию науки. В настоящее время востребованы научные исследования, соответствующие международным стандартам. Особенно это актуально для стремительно развивающейся медицинской сферы, в которой новые открытия и разработки технологий позволяют улучшить продолжительность и качество жизни населения [26, 27].

Данные опроса молодых ученых говорят о том, что сегодня у молодых аспирантов возникают трудности с научной деятельностью из-за недостаточного знания основ и методологии научного познания. Наиболее часто ― это отсутствие базовых навыков по работе с научной литературой, анализу и систематизации полученных знаний, а также представлений о принципах работы научного сотрудника мирового уровняс. Одним из оптимальных решений проблемы может стать программа интеграции школьников предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров [28].

Зарубежные коллеги постоянно разрабатывают новые технологии и методические рекомендации по оптимизации подготовки будущих исследователей, внедряют их в школы и университеты [29]. Стоит отметить, что за последние годы не только возрос уровень публикационной активности, но и значительно увеличилось количество грантов, получаемых молодыми учеными [30]. Ранний успешный старт научной деятельности позволяет эффективнее работать над исследовательскими проектами и потенциально ускорять темпы научного прогресса.

Уникальная технология, разработанная в Сеченовском Университете и не имеющая пока аналогов в России, направлена на создание эффективной модели организации образовательного процесса, заключающейся в интеграции обучающихся медицинских предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров с созданием специализированной среды для ускоренного индивидуального профессионального роста.

В ходе реализации этого исследования стало ясно, что многие школьники не имеют представлений о базовых научно-исследовательских компетенциях и стратегических направлениях развития современной науки. Только 57% процентов опрошенных учеников информированы о таком понятии, как научно-исследовательская работа. Был установлен низкий уровень знаний о существовании баз данных научной медицинской литературы, которые используются ведущими учеными при написании своих работ и проведении исследований. Больше половины учащихся не осведомлены о наличии известных научных и научно-публицистических журналов. Об этом свидетельствуют и данные других социологических исследований: многие выпускники общеобразовательных учебных учреждений не обладают навыками постановки целей, задач и грамотной работы над исследовательскими проектами [31, 32].

Проведенное социологическое исследование помогло не только выявить «болезненные точки» в понимании базовых компетенций для ведения научно-исследовательской деятельности у школьников, но и эффективную модель организации образовательного процесса, заключающуюся в интеграции обучающихся медицинских предпрофессиональных классов в единую систему подготовки научных кадров в условиях создания специализированной среды для ускоренного индивидуального профессионального роста. В Университете разработан дифференцированный подход в проведении мастер-классов, а также создана технология обучения будущих молодых ученых. Об актуальности формата мастер-классов и высоких результатах школьников, прошедших курс такого обучения, говорят и учителя ряда школ, вовлекающие старшеклассников в исследовательскую деятельность [33].

Оригинальная технология мастер-классов позволила обучить школьников ряду базовых научно-исследовательских компетенций:

  • применению информационных технологий для анализа и оформления результатов научных исследований;
  • владению методами поиска информации в международных базах данных научной литературы;
  • умению работать с системами управления библиографической информацией;
  • владению основами научного предпринимательства, менеджмента и управления проектами;
  • знанию и применению путей ознакомления и ориентации обучающихся в мировом научном сообществе.

Итогом апробации этой технологии стало расширение научного кругозора школьников, формирование у них аналитического и критического мышления, создание фундамента их дальнейшей профессиональной деятельности.

Наличие изданных методических рекомендаций «Введение в медицинскую науку для школьников» и пособия «Дневник юного ученого» предоставили возможность оптимизировать усвоение получаемой информации школьниками на мастер-классах. Образовательные экскурсии в научные лаборатории и музеи Сеченовского Университета позволили также приобрести новые знания, увидеть научную деятельность изнутри и задать вопросы исследователям. Результатом реализации такого исследования стало создание уникальной модели подготовки талантливых школьников, а также условий для ускорения их профессионального развития.

Перспективными направлениями развития единой системы организации образовательного процесса для талантливых обучающихся в Сеченовском Университете считаются:

  • внедрение модели подготовки талантливых школьников в медицинских и других химико-биологических классах;
  • расширение спектра образовательных тем, направленных на повышение уровня научной компетентности школьников;
  • увеличение количества мастер-классов по актуальным темам;
  • практическое применение обучающимися полученных знаний на мастер-классах при написании ими научных статей и их публикации в профильных журналах;
  • работа обучающихся в научных лабораториях и освоение ими исследовательских навыков;
  • проведение научно-практических конференций с участием школьников предпрофессиональных классов Сеченовского Университета, а также химико-биологических классов других школ;
  • привлечение научных сотрудников и молодых ученых для работы по повышению мотивации и заинтересованности у учащихся школ;
  • обеспечение возможности проведения исследований в командах ученых Сеченовского Университета для отличившихся школьников.

Заключение

Создание благоприятных условий для привлечения обучающихся медицинских классов в интегрированную систему подготовки научных кадров является целесообразным и перспективным направлением в развитии предпрофессионального образования.

Персонифицированный подход способствует формированию у обучающихся базовых компетенций и мотивации к ведению научно-исследовательской деятельности; создает условия для роста числа цитируемых публикаций, увеличения количества реализованных научно-исследовательских проектов и активного участия молодых людей в научных конференциях различного уровня с результатами собственных исследований.

В целом, исследование подтверждает высокую эффективность интегрированной системы подготовки научных кадров с использованием технологии персонализированного подхода в поэтапном формировании базовых научно-исследовательских компетенций и оптимизации индивидуальной траектории профессионального роста обучающихся медицинских предпрофессиональных классов.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие источника финансирования, о котором необходимо сообщить.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.

Участие авторов: Морозова О.Л. — автор проекта, разработка дизайна исследования, научное и методическое руководство в его реализации, проведение мастер-классов, лекций и семинаров, анализ результатов, редакция текста; Литвицкий П.Ф. — методическое руководство в реализации проекта, проведение лекций, редакция анализа результатов текста; Андриуца Н.С. — разработка концепции; инициация исследования; разработка методологии; редакция текста; Мальцева Л.Д. — разработка методических рекомендаций и тестового опросника, анализ результатов исследования и источников литературы, редакция текста; Грибалева Е.О. — участие во всех этапах реализация проекта (тестирование, тьюторство, проведение интерактивных мастер-классов и экскурсий), анализ источников литературы, подготовка теста статьи; Емельянова Е.С. — участие во всех этапах реализация проекта (тестирование, тьюторство, проведение интерактивных мастер-классов и экскурсий), анализ источников литературы, подготовка теста статьи; Аракелян А.С. — участие во всех этапах реализация проекта (тестирование, тьюторство, проведение интерактивных мастер-классов и экскурсий), анализ источников литературы, статистическая обработка результатов, графический дизайн. Все авторы внесли существенный вклад в проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию до публикации.

Примечания:

a ИСИЭЗ. Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: медицинские науки. Доступно по: https://issek.hse.ru/news/221917172.html. Ссылка активна на 04.02.2019.

b Российское образование. Федеральный портал. Наука. Выросло число публикаций российских ученых в международных базах данных ― ФАНО. Доступно по: http://www.edu.ru/news/science/vyroslo-chislo-publikaciy-rossiyskih-uchenyh-v-mez/. Ссылка активна на 04.02.2019.

c РАСН. Отчет о проведении экспертных интервью с молодыми учеными по тематике проекта. Доступно по: http://russian-science.com/otchet-o-provedenii-jekspertnyh-intervju-s-molodymi-uchenymi-po-tematike-proekta/. Ссылка активна на 04.02.2019.

×

Об авторах

Ольга Леонидовна Морозова

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: morozova_ol@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-2453-1319
SPIN-код: 1567-4113
Scopus Author ID: 55805379800
ResearcherId: R-9125-201

д.м.н., профессор

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Петр Францевич Литвицкий

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: litvicki@mma.ru
ORCID iD: 0000-0003-0151-9114
SPIN-код: 6657-5937

д.м.н., профессор, чл.-корр. РАН

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Наталья Сергеевна Андриуца

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: natiandriutsa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2453-1319
SPIN-код: 4791-6104

к.м.н.

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Лариса Дмитриевна Мальцева

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: lamapost@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4380-4522
SPIN-код: 7725-2499

к.м.н.

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Елизавета Олеговна Грибалева

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: gribaleva.elizaveta@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5693-8194
SPIN-код: 2077-1797

студентка 5-го курса

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Елена Сергеевна Емельянова

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: emelyanova.elena.ya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7781-3593
SPIN-код: 6055-8782

студентка 5-го курса

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Арсен Самвелович Аракелян

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: arsenarakelyan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4404-7911
SPIN-код: 7855-2275

студент 5-го курса

Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Список литературы

  1. Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Проект (Текст по состоянию на 28.03.2018). [Federal law «O nauchnoi, nauchno-tekhnicheskoi i innovatsionnoi deyatel’nosti v Rossijskoi Federatsii». Project (Text as of 28.03.2018) (In Russ).] Доcтупно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=170711#033278126134596353. Ссылка активна на 04.02.2019.
  2. Касавина Н.А. Развитие науки в контексте новой индустриализации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. ― 2015. ― №3. ― C. 259–264. [Kasavina NA. The development of science in the context of new industrialization. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2015;(3):259–264. (In Russ).]
  3. Kiassov A, Gumerova A, Abdulkhakov S, et al. Whether medical schools in Russia are ready to develop successfully in the twenty-first century. BioNanoScience. 2018;8(1):467–472. doi: 10.1007/s12668-017-0495-y.
  4. Титов Л.П. Современные тенденции развития медицинской науки и факторы, способствующие профессиональному росту молодых исследователей // Медицинские новости. ― 2013. ― №11. ― C. 21–27. [Titov LP. Current trends in medical science and factors favoring young researcher’s professional progress. Meditsinskie novosti. 2013;(11):21–27. (In Russ).]
  5. Pan D. Personalized medicine: where do we go from here? In: Pan D, editors. Personalized Medicine with a nanochemistry twist. Topics in medicinal chemistry. Cham: Springer; 2015. pр. 121–130. doi: 10.1007/7355_2015_95.
  6. Gu J, Belland B. Preparing students with 21st century skills: integrating scientific knowledge, skills, and epistemic beliefs in middle school science curricula. In: Ge X, Ifenthaler D, Spector J, editors. Emerging technologies for STEAM education. Cham: Springer; 2015. рp. 39–60.
  7. Schiffl I. How information literate are junior and senior class biology students? Research in Science Education; 2018. рр. 1−17. doi: 10.1007/s11165-018-9710-2.
  8. Подлавильчева Н.П. Подходы к систематизации информации в процессе обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. ― 2013. ― №3–2. ― C. 263–268. [Podlavilcheva NP. Systematization of the information in the learning process. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013;(3–2):263–268. (In Russ).]
  9. Tan LS, Koh E, Lee SS, et al. The complexities in fostering critical thinking through school-based curriculum innovation: research evidence from Singapore. Asia Pacific Journal of Education. 2017;37(4):517–534. doi: 10.1080/02188791.2017.1389694.
  10. Wechsler SM, Saiz C, Rivas SF, et al. Creative and critical thinking: independent or overlapping components? Thinking Skills and Creativity. 2018;27:114–122. doi: 10.1016/j.tsc.2017.12.003.
  11. Brodin EM. Critical and creative thinking nexus: learning experiences of doctoral students. Studies in Higher Education. 2016;41(6):971–989. doi: 10.1080/03075079.2014.943656.
  12. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями 2018 г. [Federal law of Russian Federation № 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii” dated 29 December 2012, changes 2018. (In Russ).] Доступно по: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/. Ссылка активна на 04.02.2019.
  13. Mayorova V, Grishko D, Leonov V. New educational tools to encourage high-school students’ activity in stem. Advances in Space Research. 2018;61(1):457–465. doi: 10.1016/j.asr.2017.07.037.
  14. Астахова А.А. Организация исследовательской деятельности учащихся химико-биологического отделения Специализированного учебно-научного центра МГУ // Наука и школа. ― 2017. ― №4. ― C. 135–144. [Astakhova AA. Organization of research activity of high school students at chemistry and biology department of the Advanced Educational Scientific Center MSU. Nauka i shkola. 2017;(4):135–144. (In Russ).]
  15. Вихорева О.А. Научно-исследовательская среда как условие формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании детей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. ― 2011. ― Т.255. ― №38. ― C. 138–143. [Vikhoreva OA. Research environment as a condition of senior high students’ research competence in children’s additional education. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2011;255(38):138–143. (In Russ).]
  16. Linn MC, Palmer E, Baranger A, et al. Undergraduate research experiences: impacts and opportunities. Science. 2015;347(6222):627. doi: 10.1126/science.1261757.
  17. Yang J, LaBounty TJ, Ekker SC, Pierret C. Students being and becoming scientists: measured success in a novel science education partnership. Palgrave Commun. 2016;2:16005. doi: 10.1057/palcomms.2016.5.
  18. Dreifus C. Ideas for improving science education [Internet]. The New York Times; 2013. [cited 2019 Feb 3]. Available from: http://www.nytimes.com/interactive/2013/09/02/science/science-education-voices.html.
  19. Lapp H, Makowka P, Recker F. Peer-mentoring program during the preclinical years of medical school at bonn university: a project description. GMS J Med Educ. 2018;35(1):1–18. doi: 10.3205/zma001154.
  20. STEM education: to build a scientist. Nature. 2015;523(7560):371–373. doi: 10.1038/nj7560-371a.
  21. Yale Center for Teaching and Learning [Internet]. Yale university: course-based peer tutors and ULAs. [cited 2019 Feb 3]. Available from: https://ctl.yale.edu/tutoring/quantitative-reasoning-science/course-based-peer-tutors.
  22. Skoltech. Skolkovo institute of science and technology: independent studies period ― when students teach and learn from each other [Internet]. 2015. [cited 2019 Feb 3]. Available from: http://www.skoltech.ru/en/2015/01/independent-studies-period-when-students-teach-and-learn-from-each-other-for-3-weeks/.
  23. Боркин Л.Я. Вопросы биологии и медицины на 3-й конференции российской ассоциации содействия науке (Москва, 3 марта 2016 г.) // Историко-биологические исследования. ― 2017. ― Т.9. ― №1. ― C. 135–141. [Borkin LJ. Biology and medicine at the 3rd Conference of the Russian association for the advancement of science (Moscow, March 3, 2016). Studies in the history of biology. 2017;9(1):135–140. (In Russ).] doi: 10.24411/2076-8176-2017-11904.
  24. Лазарева Л.В., Назарова О.М. Предпрофессиональное медицинское образование в выпускных классах современной российской профильной школы // Вестник Саратовского областного института развития образования. ― 2015. ― №4. ― С. 137–143. [Lazareva LV, Nazarova OM. Pre-higher professional medical education in a modern russian profile senior high school. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2015;(4):137–143. (In Russ).]
  25. Пономарев В.Е. Медицинская статистика. Проект «Медицинский класс в московской школе»: Учебное пособие. ФГОС. НОВИНКА. ― М.: Просвещение, 2019. ― 176 с. [Ponomarev VE. Meditsinskaya statistika. Proekt «Meditsinskii klass v moskovskoi shkole”: Uchebnoe posobie. FGOS. NOVINKA. Moscow: Prosveshchenie; 2019. 176 р. (In Russ).]
  26. Moskalev A, Anisimov V, Aliper A, et al. A review of the biomedical innovations for healthy longevity. Aging (Albany NY). 2017;9(1):7–25. doi: 10.18632/aging.101163.
  27. Siddique J. Toward a new paradigm of health and human potential. World Futures. 2018;74(2):116–133. doi: 10.1080/02604027.2018.1427334.
  28. Ларионова Л.Ю. Научно-исследовательская деятельность школьников как шаг в большую науку. / XI Международная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России «География и геоэкология на службе науки и инновационного образования»; 22 апреля 2016 г. Красноярск, 2016. [Larionova LY. Research activity of students as a step to big science. (Conference proceedigs) XI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya Vsemirnomu Dnyu Zemli i 100-letiyu zapovednoi sistemy Rossii «Geografiya i geoekologiya na sluzhbe nauki i innovatsionnogo obrazovaniya»; date 2016 Apr 22; Krasnoyarsk; 2016. (In Russ).] Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=25892295. Ссылка активна на 04.02.2019.
  29. Cheng MH, Wan ZH. Unpacking the paradox of Chinese science learners: insights from research into Asian Chinese school students’ attitudes towards learning science, science learning strategies, and scientific epistemological views. Studies in Science Education. 2015;52(1):29–62. doi: 10.1080/03057267.2015.1112471.
  30. Maher B, Sureda Anfres M. Young researchers under pressure: what the data show. Nature. 2016;538(7626):444–445. doi: http://doi.org/10.1038/538444a.
  31. Воробьева А.В. Подготовка педагогов, организующих научно-исследовательскую деятельность обучающихся // Армия и общество. ― 2013. ― Т.33. ― №1. ― С. 98–104. [Vorobyova AV. Podgotovka pedagogov, organizuyushchikh nauchno-issledovatel’skuyu deyatel’nost’ obuchayushchikhsya. Armiya i obshchestvo. 2013;33(1):98–104. (In Russ).]
  32. Anggraeni N, Adisendjaja YH, Amprasto A. Profile of high school students’ understanding of scientific inquiry. Journal of Physics: Conference Series. 2017;895(1):1–6. doi: 10.1088/1742-6596/895/1/012138.
  33. Гришакина О.П. Мастер-класс по теме «Введение в науку» // Эксперимент и инновации в школе. ― 2008. ― №1. ― С. 66–70. [Grishakina OP. Master-klass po teme “Vvedenie v nauku”. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2008;(1):66–70. (In Russ).]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Знание этапов научно-исследовательской работы

Скачать (42KB)
3. Рис. 2. Информированность о базах данных научных статей

Скачать (126KB)
4. Рис. 3. Информированность об обязательных разделах научной публикации

Скачать (142KB)
5. Рис. 4. Информированность об основах научной деятельности

Скачать (158KB)

© Издательство "Педиатръ", 2019



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах