Предпосылки развития дерматовенерологической помощи с учетом реализации национального проекта «Здравоохранение»
- Авторы: Кубанова А.А.1, Мартынов А.А.2, Власова А.В.3
-
Учреждения:
- Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии
- Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии Минздрава России
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 74, № 4 (2019)
- Страницы: 235-244
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ
- Дата публикации: 05.10.2019
- URL: https://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/article/view/1089
- DOI: https://doi.org/10.15690/vramn1089
- ID: 1089
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье изучены предпосылки развития дерматовенерологической помощи в Российской Федерации с учетом реализации национального проекта «Здравоохранение». Проведен анализ состояния дерматовенерологической службы в Российской Федерации. До начала реализации проекта «Здравоохранение» авторами предпринята попытка обосновать перспективные направления развития дерматовенерологической помощи в стране. Кожно-венерологические диспансеры требуют переориентации в вопросах оказания специализированной медицинской помощи иностранным гражданам, внедрения новых видов медицинской помощи, в частности медицинской реабилитации, а также развития сервисной составляющей основной деятельности. Предполагается, что реализация приоритетов в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» на период до 2025 года будет исходить из значимых для здравоохранения вопросов. Планомерная работа в данном направлении должна обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи населению Российской Федерации, в том числе по профилю «дерматовенерология».
Полный текст
Предпосылки внедрения нацпроекта «Здравоохранение» в дерматовенерологическую службу
На ближайшие годы в Российской Федерации запланирована реализация 12 национальных проектов в отдельных сферах экономической деятельности, которые должны обеспечить прорыв научно-технологического и социально-экономического развития страны в целом, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [1].
Один из таких проектов будет реализован в сфере здравоохранения.
В качестве основных его целей определены:
- ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
- обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;
- увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 г. (до 1 млрд долларов США в год) [2].
Дерматовенерология как самостоятельная специальность вот уже на протяжении более полутора веков обеспечивает свой значимый вклад в обеспечение здоровья населения.
В этой связи принципиально важно до начала реализации национальных проектов на основе анализа сложившейся практики оказания дерматовенерологической помощи населению определить вектор дальнейшего развития специальности с учетом целей, целевых показателей, задач и ключевых параметров национального проекта «Здравоохранение» [3].
Основной проблемой современной модели российского здравоохранения на протяжении длительного периода является низкая доступность первичной медико-санитарной помощи, особенно в малонаселенных и удаленных населенных пунктах.
В этой связи первоочередной задачей нацпроекта «Здравоохранение» определено завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием геоинформационной системы, включая в том числе увеличение охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами, повышение укомплектованности медицинских организаций первичного звена здравоохранения врачами и средним медицинским персоналом.
При этом следует иметь в виду, что обозначенная проблема, по сути, не теряет своей актуальности на протяжении вот уже почти 70 лет.
Однако «слабость» первичного звена здравоохранения позволила сформироваться специализированным службам, в частности дерматовенерологии. Так, по результатам проведенной в 1948–1950 гг. прошлого века кардинальной перестройки структуры организации здравоохранения типовым лечебно-профилактическим учреждением для оказания кожно-венерологической помощи стал диспансер (КВД) с соответствующим стационаром. Диспансер имел соответствие структурных частей стационара и поликлиники по основным специальностям, а также по мощности при обязательной работе лечащих врачей в стационаре с обслуживанием населения в поликлинике или на участке. Тогда впервые была предложена система четкой градации республиканских, краевых, областных, городских и районных диспансеров со стационарами при них, районных венерологических кабинетов при районных больницах и венерологических отделений объединенных больниц с амбулаторным приемом [4].
Основным типом медицинской организации по профилю в городах стал кожно-венерологический диспансер (городской, районный или областной), а в сельской местности — кожно-венерологические кабинеты при районных объединенных больницах. Городской кожно-венерологический диспансер в городах районного подчинения мог выполнять одновременно функции городского и районного диспансера, обслуживающего как городское, так и сельское население.
Начиная с 60-х гг. прошлого столетия началось активное развитие амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более), увеличение мощности существовавших центральных районных больниц до 300–400 коек, которые оказывали все виды специализированной медицинской помощи. В этих целях в состав городских поликлиник и поликлиник городских больниц (в случае отсутствия в районе обслуживания КВД) был включен ряд специализированных отделений (кабинетов), включая кожно-венерологические кабинеты [5]. В состав детских поликлиник вошли кожно-венерологические отделения (кабинеты). В структуре кожно-венерологических отделений (кабинетов) были созданы раздельные дерматологические и венерологические кабинеты, процедурные; норматив приема больных составлял 8 больных в час или 1,25 — при оказании помощи на дому.
Диспансерный принцип оказания дерматовенерологической помощи не потерял актуальности до настоящего момента. В формируемой в Российской Федерации с 2010 года новой модели здравоохранения с преимущественным одноканальным финансированием через систему обязательного медицинского страхования КВД сохранили статус головных профильных центров.
Однако, в отличие от классификации КВД 1951 года, в настоящее время мощность диспансеров, их структура и штатная численность персонала определяются исходя из уровня заболеваемости в регионе, объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения. На территории региона при этом, как правило, создается единый диспансер, и при необходимости формируются его филиалы. Краткие сведения о сети кожно-венерологических диспансеров представлены в табл.
Таблица. Краткие сведения о сети кожно-венерологических учреждений
Параметры | 1927 | 1940 | 1958 | 1962 | 1980 | 1985 | 1990 | 1993 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 |
Число КВД | 172 | 545 | 615 | 610 | н/д | 381 | 363 | 357 | 354 | 341 | 308 | 219 | 136 | 134 |
Число отделений (кабинетов) | 388 | 1115 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 2807 | 2994 | 3130 | 3102 | 3189 | 3282 | 3240 |
Число врачей | 2927 | 4196 | 8177 | 9502 | 9184 | 8400 | 8000 | 7972 | 8731 | 10 335 | 10 486 | 10 142 | 8495 | 8514 |
Обеспеченность врачами-дерматовенерологами, на 10 тыс. населения | 0,19 | 0,22 | 0,4 | 0,43 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,54 | 0,6 | 0,77 | 0,79 | 0,75 | 0,58 | 0,58 |
Число круглосуточных коек, всего | 7072 | 13 190 | н/д | 31 800 | 37 200 | 36 743 | 33 979 | 31 369 | 31 558 | 28 739 | 20 526 | 15 713 | 10 776 | 10 119 |
Обеспеченность койками, на 10 тыс. населения | 0,74 | 1,2 | н/д | 2,62 | 2,7 | 2,6 | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,0 | 1,4 | 1,1 | 0,74 | 0,69 |
Работа койки в году, дней | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 284,4 | 309 | 317 | 293 | 294 | 302 | 313 | 312 |
Среднее число дней пребывания больного на койке | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 19,0 | 18,6 | 18,8 | 17,0 | 16,4 | 14,9 | 14,5 |
Примечание. н/д — нет данных.
Учитывая изложенное, кардинальная перестройка структурных единиц дерматовенерологической помощи в настоящее время вряд ли обоснована. Однако необходимо обратить внимание на материально-техническое состояние и обеспечение основной деятельности КВД. В этой связи целесообразно запланировать проведение соответствующего анализа и подготовку обоснованных предложений по обеспечению требований законодательства Российской Федерации при оказании медицинской помощи по профилю «дерматовенерология» в части безусловного соблюдения с 1 января 2022 г. положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи [6]. Также необходимо обеспечить готовность КВД к противодействию новым и возвращающимся инфекционным заболеваниям, в связи с чем актуальна инвентаризация оснащенности лабораторных подразделений современным оборудованием и расходными материалами.
Одновременно следует проанализировать доступность дерматовенерологической помощи детскому населению. Так, по отдельным профилям отмечается недостаточно развитая инфраструктура детского здравоохранения, имеют место случаи оказания медицинской помощи детям в непрофильных медицинских организациях, в том числе оказывающих медицинскую помощь взрослым гражданам.
Кроме того, с учетом сохраняющегося роста числа лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, а также активного внедрения стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи в рамках оптимизационных мероприятий следует рассмотреть вопрос о развитии интеграционных процессов между дерматовенерологией и центрами оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.
В части дальнейшего развития профилактического направления дерматовенерологией накоплен огромный опыт по эффективной диспансеризации как при инфекционных (венерические болезни, лепра, микозы, в том числе глубокие, лейшманиоз, ряд паразитарных заболеваний и др.), так и неинфекционных (аллергические заболевания и экзема, профессиональные дерматозы, псориаз, пузырчатка, красная волчанка, склеродермия, ряд детских дерматозов и др.) заболеваниях [7–14]. Кроме того, в рамках приоритетного проекта «Здоровье» в период 2006/2007 гг. КВД принимали активное участие в проведении дополнительной диспансеризации и дополнительных периодических медицинских осмотров работающих граждан. По результатам «дополнительной диспансеризации» было выявлено 10 595 новых случаев болезней кожи и подкожной клетчатки (0,35% от общего числа граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию) [15, 16]. В период 2015–2018 гг. ежегодной бесплатной диспансеризацией в целом были охвачены лица моложе 18 лет. Диспансеризация взрослого населения проводилась один раз в три года [17].
Проведение диспансеризации населения осуществляется в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения урегулированы вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации работающих и неработающих граждан, а также обучающихся в образовательных организациях по очной форме [18]. За период 2013–2017 гг. прошли диспансеризацию более 200 млн граждан Российской Федерации, в том числе ежегодно проходят диспансеризацию свыше 5 млн сельских жителей. Однако значительная часть населения не проходит диспансеризацию в течение 3 и более лет, что способствует формированию у них тяжелых форм заболеваний. Также имеют место случаи формального проведения медицинских осмотров, при которых начальные проявления узкоспециализированной патологии не могут быть распознаны. Начиная с 2019 года в рамках нацпроекта «Здравоохранение» предусмотрен охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
Вместе с тем в рамках проводимой диспансеризации взрослого населения болезни кожи и подкожной клетчатки отдельно не учитываются [19]. Врачи-дерматовенерологи, по сути, исключены из активной диспансерной работы, проводимой в первичном звене здравоохранения. Однако, экстраполируя результаты дополнительной диспансеризации 2006/2007 гг. на современную ситуацию, болезни кожи и подкожной клетчатки в структуре «прочих заболеваний» могут составлять 2,1%, что соответствует более 5 тыс. новых случаев ежегодно, которые не попадают в зону активного внимания врачей-дерматовенерологов.
Следует обратить также внимание на развитие в кожно-венерологических диспансерах медицинской помощи старшему поколению, и активнее привлекать граждан старше трудоспособного возраста к прохождению профилактических осмотров и диспансеризации. Одновременно решить вопрос об оказании консультативной помощи планируемым к созданию в субъектах Российской Федерации гериатрическим центрам и геронтологическим отделениям.
Учитывая изложенное, в среднесрочной перспективе целесообразно решение следующих вопросов:
- инвентаризация состояния материально-технической базы КВД;
- дальнейшее внедрение стационарозамещающих технологий;
- рассмотрение вопроса о целесообразности развития стационарных подразделений КВД для организации оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией;
- решение вопроса об участии врачей-дерматовенерологов в диспансеризации отдельных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотрах;
- активное вовлечение дерматовенерологии в единую систему организации оказания медицинской помощи как детскому населению, так и гражданам старших возрастных групп;
- переход от системы «обращаемости» к системе «выявляемости» заболеваний;
- внедрение в деятельность КВД медицины «4П» — предсказательная, персонифицированная, профилактическая, партнерская (вовлеченность пациента) медицина.
Мероприятия другого направления нацпроекта «Здравоохранение» будут сфокусированы на завершении формирования сети национальных медицинских исследовательских центров.
Начиная с 2014 г. в Российской Федерации осуществляется создание интегрированной системы инновационной медицины и здравоохранения. Основой для формирования такой системы являются медицинские организации, участвующие в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Критерии отбора соответствующих медицинских организаций определены Правительством Российской Федерации [20].
Для обеспечения взаимодействия федеральных научных и научно-практических медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности в целях дальнейшего использования результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в том числе в области медицины, биологии, химии, генетики и физики, создан Межведомственный совет по медицинской науке [21].
Финансовое обеспечение деятельности национальных научно-практических медицинских центров осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме предоставления субсидий на государственное задание на выполнение работ по осуществлению научных исследований и разработок, на оказание услуг по реализации профессиональных образовательных программ, а также на оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется в рамках системы обязательного медицинского страхования.
На указанные центры возлагаются в том числе следующие функции:
1) организационно-методическое руководство деятельностью медицинских организаций соответствующего профиля, в том числе в целях внедрения в деятельность региональных медицинских организаций третьего уровня систем контроля качества медицинской помощи с учетом клинических рекомендаций;
2) проведение фундаментальных, поисковых и прикладных (включая клинические) научных исследований в сфере медицины и биологии, включая создание новых лекарственных препаратов и медицинских изделий, разработку новых методов оказания медицинской помощи; основным направлением таких исследований должно стать получение новых знаний по вопросам оказания медицинской помощи (в соответствии с профилями центров);
3) дистанционное консультирование (проведение консилиумов) с применением телемедицины для региональных медицинских организаций третьего уровня;
4) оказание высокотехнологичной медицинской помощи с ежегодным увеличением объемов такой помощи: 2017 г. — 1048 тыс., 2024 г. — 1350 тыс. пролеченных больных. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «дерматовенерология» отличается ежегодным приростом числа пролеченных больных (рис. 1): в частности, за период с 2005 г. соответствующие объемы выросли более чем в 3 раза (2005 г. — 1,6 тыс., 2016 г. — 4,8 тыс. пролеченных больных);
Рис. 1. Обеспеченность населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью, на 100 тыс. населения
5) участие в разработке клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Данное направление работы сопряжено также с мероприятиями нацпроекта «Здравоохранение» по внедрению клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использованию в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи. По результатам клинической апробации в клинические рекомендации будут включаться новые методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
6) подготовка высококвалифицированных научных и медицинских кадров и повышение их квалификации.
Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы здравоохранения. К 2024 году планируется достижение следующих целевых показателей по данному направлению:
- увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала, работающих в государственных медицинских организациях: соответственно 548,4 тыс. и 1266 тыс. человек в 2017 г., 598 тыс. и 1385 тыс. человек в 2024 г.;
- создание аккредитационно-симуляционных центров для аккредитации специалистов и обеспечение допуска не менее 2100 тыс. медицинских специалистов к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалистов;
- вовлечение медицинских работников в систему непрерывного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий: 2018 г. — 240 тыс., 2024 г. — 1880 тыс. специалистов.
В системе подготовки российских дерматовенерологов в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране превалировали различные доминанты. В частности, в начале ХХ в. основное внимание уделялось вопросам венерологии и паразитарных заболеваний кожи.
После кардинального улучшения эпидемиологической ситуации по инфекциям, передаваемым половым путем, внимание к дерматовенерологии ослабло. Это привело к значительной оптимизации как мощности профильных медицинских организаций, так и снижению их кадрового потенциала. Наиболее остро проблема кадров в дерматовенерологии ощущалась в начале 60-х годов прошлого столетия. Усугублялось положение тем, что одновременно кафедры кожных и венерических болезней потеряли самостоятельность и были превращены в курсы; отмечалось крайнее рассредоточение дерматологических кадров [17]. В целях укрепления кадрового потенциала дерматовенерологических подразделений в 60–70-х годах XX в. были реализованы последовательные меры, которые обеспечили насыщение отрасли необходимыми специалистами (обеспеченность врачами-дерматовенерологами: 1940 г. — 0,4, 1962 г. — 0,43, 1980 г. — 0,7 на 10 тыс. населения). Были внедрены новые и хорошо зарекомендовавшие себя ранее подходы к подготовке кадров — на рабочих местах, курсах стажировки, курсах повышения квалификации, в профессиональных ассоциациях; в условиях интернатуры и ординатуры.
В последние годы отмечается отток медицинских специалистов из системы государственной системы здравоохранения, при этом их подготовка осуществляется в достаточных объемах, востребованность данной подготовки также сохраняется на высоком уровне. Одной из причин складывающейся ситуации является отток врачей-дерматовенерологов в медицинские организации частной системы здравоохранения, в том числе переподготовка по специальности «косметология». Дерматовенерология, наряду с урологией, гинекологией, стоматологией и рядом других специальностей, входит в число наиболее востребованных в частной системе здравоохранения. Неконтролируемый рост профильных подразделений частной системы здравоохранения может создать риски достижению показателей нацпроекта «Здравоохранения» в целом и требует детальной проработки, в частности следует вернуться к вопросу о территориальном планировании количества медицинских организаций с использованием внедряемой Минздравом России с 2015 года геоинформационной системы. В настоящее время данная система содержит информацию о населенных пунктах с указанием численности проживающего в них населения, в том числе детей, медицинских организациях и их структурных подразделениях всех форм собственности и ведомственной принадлежности, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с указанием коечного фонда и числа посещений в смену, дорожно-транспортной сети.
Перспективное планирование сети медицинских организаций и расчет нормативной потребности в объектах здравоохранения осуществляется на основе сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, учитывающей допустимый уровень обеспеченности объектами здравоохранения. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» планируется включить сведения о медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в схемы территориального планирования всех регионов с учетом их полного отражения в геоинформационной системе Минздрава России. На последующих этапах развития геоинформационной системы Минздрава России целесообразно аналогичную работу провести и в отношении медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «дерматовенерология».
Практика формирования сети национальных научно-практических медицинских центров будет продолжена после проведения оценки результативности деятельности научных организаций в соответствии с Правилами оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения [22]. В настоящее время сеть национальных медицинских исследовательских (научно-практических) центров сформирована на базе 22 научных организаций [23]. К 2024 году в указанную сеть должно войти еще 5 центров. В области дерматовенерологии в настоящее время подобный центр еще не сформирован. При этом научно-исследовательские кожно-венерологические институты начали создаваться в стране практически сразу же после установления советской власти. Первым в 1921 г. в Москве был создан Государственный венерологический институт; в 1930 г. — Ленинградский кожно-венерологический институт. К 1940 г. было создано 17 профильных научно-исследовательских институтов. После проведенной реформы 1940 г. в стране сохранился 1 союзный НИИ, 7 республиканских, 3 областных. Остальные, в том числе занимавшиеся вопросами кожного туберкулеза, были реорганизованы (вторая волна оптимизации была проведена в период с 1955 по 1962 г.).
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется единственное головное учреждение по вопросам кожных и венерических болезней — Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии (ГНЦДК), функционирующий на базе Государственного венерологического института. ГНЦДК является современным научно-клиническим комплексом с уникальным лабораторным и исследовательским оборудованием и высокопрофессиональными кадрами. В структуре ГНЦДК на протяжении почти 50 лет функционирует профильный диссертационный совет по медицинской специальности «кожные и венерические болезни».
Ожидаемые результаты нацпроекта «Здравоохранение» в дерматовенерологии
Перспективные направления научной работы ГНЦДК сопряжены с другими мероприятиями нацпроекта «Здравоохранение» — внедрением инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов. В частности, среди научных направлений деятельности ГНЦДК:
- изучение эпидемиологии, этиологии, патогенеза, заболеваний кожи, ее косметических недостатков, инфекций, передаваемых половым путем, паразитарных и инфекционных болезней кожи, в том числе лепры;
- проведение научно-исследовательских работ, включая разработку новых научно обоснованных методов лабораторной диагностики, лечения и профилактики, современных форм медицинской и социальной реабилитации, медикаментозного обеспечения и организации контроля за инфекциями, передаваемыми половым путем, болезнями кожи и ее косметическими недостатками, включая опухолевые и генетически детерминированные дерматозы, микологические заболевания, паразитарные заболевания кожи, в том числе лепру;
- предиктивная и персонализированная медицина дерматозов и социально значимых заболеваний;
- высокоэффективная геномика, постгеномные технологии в изучении патогенеза дерматозов и диагностики возбудителей инфекций, передаваемых половым путем;
- клеточные технологии и регенеративная медицина.
По результатам нацпроекта «Здравоохранение» к 2024 году планируется завершить формирование механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения будут реализовываться по двум основным направлениям:
1) создание цифрового контура в здравоохранении, в том числе:
- подключение медицинских организаций к защищенной сети;
- внедрение дистанционного мониторинга и «умной клиники»;
- разработка и внедрение системы поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта;
2) цифровизация здравоохранения, в том числе:
- автоматизация рабочих мест;
- внедрение электронной цифровой подписи;
- создание, сопровождение и развитие медицинских информационных систем;
- совершенствование механизмов оказания телемедицинских услуг.
В рамках информатизации системы здравоохранения в 2017 году в целом:
- более 9 тыс. медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы;
- автоматизировано около 500 тыс. рабочих мест врачей;
- 82 субъекта Российской Федерации обеспечили интеграцию с компонентами единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Среди ожидаемых результатов данного направления нацпроекта «Здравоохранение»:
- создание автоматизированных рабочих мест в медицинских организациях субъектов Российской Федерации и внедрение в их деятельность медицинских информационных систем;
- внедрение системы электронных рецептов, автоматизированного управления льготным лекарственным обеспечением;
- обеспечение доступа для граждан к юридически значимым электронным медицинским документам посредством Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Медицинские организации дерматовенерологического профиля одними из первых в стране начали широко внедрять информационные технологии в практическую деятельность. За последние 10 лет в деятельность кожно-венерологических учреждений было внедрено несколько информационных продуктов, включая медицинскую информационную систему, в частности:
- автоматизированная информационная медицинская система лечебно-профилактического учреждения дерматовенерологического профиля «Медицинская информационная система «ГНЦД» (адаптированная электронная история болезни);
- информационная аналитическая система с целью обеспечения мониторинга заболеваемости населения Российской Федерации инфекциями, передаваемыми половым путем, и заразными кожными заболеваниями, а также оценки ресурсного потенциала профильных медицинских организаций;
- электронный регистр больных хроническими заболеваниями кожи.
Кроме того, функционируют телемедицинские терминалы, обеспечивающие информационное взаимодействие федеральных и региональных врачей-дерматовенерологов как для выработки тактики ведения сложных клинических случаев, так и для реализации образовательных программ [24].
В этой связи основными задачами в области информатизации для кожно-венерологических учреждений на среднесрочную перспективу являются:
1) интеграция существующего программного обеспечения с функционалом единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
2) повышение доступности телемедицинских технологий для населения Российской Федерации.
Нацпроектом «Здравоохранение» предусматриваются разработка и реализация отдельных программ, в том числе программы борьбы с онкологическими заболеваниями. Основные ее мероприятия будут направлены на обеспечение раннего выявления новообразований, в том числе злокачественных, и повышение доступности дорогостоящих методов их лечения, в том числе химиотерапии, внедрение эффективных методов лучевой терапии, а также выполнение высокотехнологичных хирургических вмешательств и расширение применения радиологии.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрен существенный рост расходов системы здравоохранения на эти цели, а также сокращены сроки проведения диагностических исследований при подозрении на новообразования и начала лечения таких больных [25].
Мероприятиями «онкопрограммы» также предусмотрены:
- организация центров онкологической помощи в каждом субъекте Российской Федерации;
- оснащение современным медицинским оборудованием профильных федеральных и региональных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями;
- создание центров протонной терапии и референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических исследований и лучевых методов исследований.
Основными результатами проекта должно стать достижение следующих показателей:
- увеличение доли злокачественных новообразований, выявленных на ранних (I–II) стадиях, до 63,0% (2017 г. — 55,6%);
- увеличение удельного веса больных со злокачественными новообразованиями, состоящими на учете 5 лет и более, до 60% (2017 г. — 53,9%);
- снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями до 17,3% (2017 г. — 22,5%).
Мероприятия «онкопрограммы» сопряжены с мерами демографического характера, которые направлены в том числе на повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году до 80 лет. Вхождение России в группу стран «80+» должно переориентировать не только первичное звено здравоохранения на тотальный онкоскрининг, но и ряд специализированных служб, в том числе дерматовенерологию.
Злокачественные новообразования кожи могут встречаться в любой возрастной группе у лиц обоего пола. При этом вероятность развития новообразований кожи, в том числе злокачественных, увеличивается с возрастом в возрастных группах старше 55 лет (рис. 2, 3).
Рис. 2. Динамика показателей заболеваемости населения Российской Федерации меланомой кожи в различных половозрастных группах, на 100 тыс. человек
Рис. 3. Динамика показателей заболеваемости населения Российской Федерации злокачественными новообразованиями кожи в различных половозрастных группах, на 100 тыс. человек
Показатель относительной заболеваемости населения Российской Федерации злокачественными новообразованиями, в том числе меланомой, в целом за 20-летний период наблюдения увеличился в 2 раза:
- меланома кожи: 1995 г. — 3,38, 2015 г. — 6,99 на 100 тыс. населения (среднегодовой темп прироста составил более 3%);
- другие новообразования кожи: 1995 г. — 26,9, 2015 г. — 50,1 на 100 тыс. населения (среднегодовой темп прироста 2,6%) (рис. 4).
Рис. 4. Динамика показателей заболеваемости населения Российской Федерации злокачественными новообразованиями кожи, на 100 тыс. человек
В этой связи в ближайшие годы должна быть произведена перестройка подходов к организации оказания медицинской помощи при новообразованиях кожи, включая злокачественные.
В рамках мероприятий по совершенствованию механизма экспорта медицинских услуг должно быть увеличено число иностранных граждан, пролеченных в медицинских организациях Российской Федерации. Итогом должно стать привлечение к 2024 году дополнительных инвестиций в российское здравоохранение до 1 млрд долларов США. В этой связи кожно-венерологические диспансеры требуется переориентировать в том числе на оказание специализированной медицинской помощи иностранным гражданам, а также на внедрение новых видов медицинской помощи, в частности медицинской реабилитации, а также развитие сервисной составляющей основной деятельности.
Заключение
Таким образом, реализация приоритетов в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» на период до 2025 года будет направлена на решение значимых для здравоохранения вопросов. Планомерная работа в данном направлении должна обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи населению Российской Федерации, в том числе по профилю «дерматовенерология».
Дополнительная информация
Источник финансирования. Поисково-аналитическая работа проведена на личные средства авторского коллектива.
Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Участие авторов: все авторы внесли значимый вклад в проведение поисково-аналитической работы и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.
Об авторах
Анна Алексеевна Кубанова
Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии
Email: info@cnikvi.ru
ORCID iD: 0000-0002-1667-7599
SPIN-код: 9997-7312
д.м.н., профессор
Россия, г. Москва, ул. Короленко, д. 3,стр. 6Андрей Александрович Мартынов
Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии Минздрава России
Email: aamart@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5756-2747
SPIN-код: 2613-8597
д.м.н., профессор
Россия, г. Москва, ул. Короленко, д. 3,стр. 6Анна Васильевна Власова
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: avvla@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7677-1544
SPIN-код: 8802-7325
к.м.н.
Россия, 119992, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Список литературы
- Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. (№ Пр-436 от 15 марта 2018). [President’s Message to the Federal Assembly; dated 2018 March 1 (№ Pr-436 ot 15 marta 2018). (In Russ).] Доступно по: http://kremlin.ru/events/president/news/56957. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Decree of the President of the Russian Federation № 204 «O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoi Federatsii na period do 2024 goda»; dated 2018 May 7. (In Russ)] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам № 1 от 24 октября 2018 (№ Пр-2019 от 02.11.2018). [Protokol zasedaniya Soveta pri Prezidente Rossiyskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional’nym proektam № 1; dated 2018 October 24. (№ Pr-2019 ot 02.11.2018). (In Russ).] Доступно по: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59037. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Структура и организация работы кожно-венерологического диспансера. Лекция 1. В кн.: Студницин А.А., Туранов Н.М. Организация кожно-венерологической помощи. ― М.: Медгиз; 1956. [Struktura i organizatsiya raboty kozhno-venerologicheskogo dispansera. Lektsiya 1. In: Studnitsin AA, Turanov NM. Organizatsiia kozhno-venerologicheskoi pomoshchi. Moscow: Medgiz; 1956. (In Russ).]
- Приказ Минздрава СССР от 20 июля 1960 г. № 321 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинического обслуживания городского населения». [Order № 321 Ministry of Health USSR «O sostoyanii i merakh po dal’neyshemu uluchsheniyu ambulatorno-poliklinicheskogo obsluzhivaniya gorodskogo naseleniya»; dated 1960 July 20. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=26592#05667714040088307. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». [Federal Law of Russian Federation № 489-FZ «O vnesenii izmenenii v stat’yu 40 Federal’nogo zakona «Ob obyazatel’nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoi Federatsii» i Federal’nii zakon «Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiyskoi Federatsii» po voprosam klinicheskikh rekomendatsii»; dated 2018 December 25. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314269/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Захарова Ф.Г. Состояние и задачи борьбы с венерическими и кожными заболеваниями в СССР. / Труды V Всесоюзного съезда дерматовенерологов. ― Л.: Медгиз; 1961. ― С. 9–15. [Zakharova FG. Sostoyanie i zadachi bor’by s venericheskimi i kozhnymi zabolevaniyami v SSSR. In: Trudy V Vsesoyuznogo s»ezda dermatovenerologov. Leningrad: Medgiz; 1961. рр. 9–15. (In Russ).]
- Филина Е.Я., Соколин А.И., Брайцев А.В., и др. Диспансеризация больных кожными заболеваниями. / Труды V Всесоюзного съезда дерматовенерологов. ― Л.: Медгиз; 1961. ― С. 30–32. [Filina EYa, Sokolin AI, Braitsev AV, i dr. Dispanserizatsiia bol’nykh kozhnymi zabolevaniyami. In: Trudy V Vsesoyuznogo s”ezda dermatovenerologov. Leningrad: Medgiz; 1961. ― рр. 30–32. (In Russ).]
- Кожевников П.В. Состояние и задачи профилактики и лечения кожных болезней. / Труды V Всесоюзного съезда дерматовенерологов. ― Л.: Медгиз; 1961. ― С. 26–30. [Kozhevnikov PV. Sostoyanie i zadachi profilaktiki i lecheniya kozhnykh boleznei. In: Trudy V Vsesoyuznogo s»ezda dermatovenerologov. Leningrad: Medgiz; 1961. ― рр. 26–30. (In Russ).]
- Антоньев А.А., Арбатская Ю.Д., Шеварова В.Н. Экспертиза трудоспособности при заболеваниях кожи. ― М.; 1982. ― 224 с. [Anton’ev AA, Arbatskaya YuD, Shevarova VN. Ekspertiza trudosposobnosti pri zabolevaniyakh kozhi. Moscow; 1982. 224 р. (In Russ).]
- Капкаев Р.А., Селиссикий Г.Д., Адо В.А. Диспансеризация при кожных и венерических заболеваниях. ― Ташкент: Медицина; 1989. ― 183 с. [Kapkaev RA, Selissikii GD, Ado VA. Dispanserizatsiya pri kozhnykh i venericheskikh zabolevaniyakh. Tashkent: Meditsina; 1989. 183 р. (In Russ).]
- Федоровская Р.Ф., Тесалова О.Т. Актуальные вопросы диспансеризации больных дерматозами на современном этапе // Вестник дерматологии и венерологии. ― 1985. ― Т.61. ― №3. ― С. 34–38. [Fedorovskaya RF, Tesalova OT. Aktual’nye voprosy dispanserizatsii bol’nykh dermatozami na sovremennom etape. Vestn Derm Vener. 1985;(3):34–38. (In Russ).]
- Шапошников О.К., Браиловский А.Я., Разнатовский И.М., Самцов В.И. Ошибки в дерматологии: руководство для врачей. ― Ленинград: Медицина; 1987. ― 205 с. [Shaposhnikov OK, Brailovskii AYa, Raznatovskii IM, Samtsov VI. Oshibki v dermatologii: rukovodstvo dlya vrachei. Leningrad: Meditsina; 1987. 205 р. (In Russ).]
- Скрипкин Ю.К., Кубанова А.А., Левин М.М., и др. Профилактика и диспансеризация в дерматовенерологии. ― Москва-Смоленск; 1996. [Skripkin YuK, Kubanova AA, Levin MM, i dr. Profilaktika i dispanserizatsiya v dermato-venerologii. Moscow-Smolensk; 1996. (In Russ).]
- Кубанова А.А., Мартынов А.А. Нормативно-правовое регулирование дерматовенерологической помощи в современных условиях, пути повышения ее качества и доступности для населения // Клиническая дерматовенерология. ― 2009. ― Т.1. ― С. 8–33. [Kubanova AA, Martynov AA. Normativno-pravovoe regulirovanie dermatovenerologicheskoi pomoshchi v sovremennykh usloviyakh, puti povysheniya ee kachestva i dostupnosti dlya naseleniya. Klinicheskaya dermatovenerologiya. 2009;1:8–33. (In Russ).]
- Кубанова А.А., Какорина Е.П., Мартынов А.А. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения как основа повышения качества дерматовенерологической помощи населению (вопросы диспансеризации) // Вестник дерматологии и венерологии. ― 2008. ― №1. ― С. 33−37. [Kubanova AA, Kakorina EP, Martynov AA. Priority national project in the field of public health as a basis for the improvement of the quality of dermatovenereological care for population (Problems of medical examination). Vestn Derm Vener. 2008;(1):33−37. (In Russ).]
- Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 г. (подпункт 3 пункта 5 № Пр-3086) [Perechen’ porucheniy po realizatsii Poslaniya Federal’nomu Sobraniyu; dated 2013 December 27 (podpunkt 3 punkta 5 № Pr-3086). (In Russ).] Доступно по: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Приказ Минздрава России от 26 октября 2017 № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» [Order № 869n Ministry of Health Russia «Ob utverzhdenii poryadka provedeniya dispanserizatsii opredelennykh grupp vzroslogo naseleniya»; dated 2017 October 26. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284986/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Приказ Минздрава России от 6 марта 2015 № 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению» (вместе с «Порядком заполнения учетной формы № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)», «Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения» [Order № 87n Ministry of Health Russia «Ob unifitsirovannoy forme meditsinskoy dokumentatsii i forme statisticheskoy otchetnosti, ispol’zuemykh pri provedenii dispanserizatsii opredelennykh grupp vzroslogo naseleniya i profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov, poryadkakh po ikh zapolneniyu» (vmeste s «Poryadkom zapolneniya uchetnoy formy № 131/u «Karta ucheta dispanserizatsii (profilakticheskogo meditsinskogo osmotra)», «Poryadkom zapolneniya i sroki predstavleniya formy statisticheskoy otchetnosti № 131 «Svedeniya o dispanserizatsii opredelennykh grupp vzroslogo naseleniya»; dated 2015 March 6. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177894/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 № 691 «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации» [Decree of the Government of the Russian Federation № 691 «Ob utverzhdenii kriteriev otbora meditsinskikh organizatsiy, uchastvuyushchikh v okazanii meditsinskoy pomoshchi v ramkakh klinicheskoy aprobatsii metodov profilaktiki, diagnostiki, lecheniya i reabilitatsii»; dated 2015 July 9. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182548/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Приказ Минздрава России от 11 марта 2015 г. № 100н «О Межведомственном совете по медицинской науке» (вместе с «Положением о Межведомственном совете по медицинской науке») [Order № 100n Ministry of Health Russia «O Mezhvedomstvennom sovete po meditsinskoy nauke» (vmeste s «Polozheniem o Mezhvedomstvennom sovete po meditsinskoy nauke»; dated 2015 March 11. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179134/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (вместе с «Правилами оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»). [Decree of the Government of the Russian Federation № 312 «Ob otsenke i o monitoringe rezul’tativnosti deyatel’nosti nauchnykh organizatsiy, vypolnyayushchikh nauchno-issledovatel’skie, opytno-konstruktorskie i tekhnologicheskie raboty grazhdanskogo naznacheniya» (vmeste s «Pravilami otsenki i monitoringa rezul’tativnosti deyatel’nosti nauchnykh organizatsiy, vypolnyayushchikh nauchno-issledovatel’skie, opytno-konstruktorskie i tekhnologicheskie raboty grazhdanskogo naznacheniya»; dated 2009 April 8. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86670/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Приказ Минздрава России от 11 сентября 2017 г. № 622 (ред. от 26.12.2018) «О сети национальных медицинских исследовательских центров» [Order № 622 Ministry of Health Russia «O seti nacional’nyh medicinskih issledovatel’skih centrov»; dated 2017 September 11. (In Russ).] Доступно по: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-11.09.2017-N-622/. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Пирогова Е.В. Использование информационных технологий как критерий эффективности деятельности медицинских организаций дерматовенерологического профиля: Автореф. дис. … канд. мед. наук. ― М.; 2012. ― 26 с. [Pirogova EV. Ispol’zovanie informatsionnykh tekhnologii kak kriterii effektivnosti deyatel’nosti meditsinskikh organizatsii dermatovenerologicheskogo profilya. [dissertation abstract] Moscow; 2012. 26 р. (In Russ).] Доступно по: http://avtoreferat.seluk.ru/at-meditsina/7632-1-ispolzovanie-informacionnih-tehnologiy-kak-kriteriy-effektivnosti-deyatelnosti-medicinskih-organizaciy-dermatovenerologi.php. Ссылка активна на 14.04.2019.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Decree of the Government of the Russian Federation № 1506 «O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov»; dated 2018 December 10. (In Russ).] Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72023058/. Ссылка активна на 14.04.2019.