Preview

Вестник Российской академии медицинских наук

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

https://doi.org/10.15690/vramn.v69i5-6.1051

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования: установить психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, для научного обоснования направлений семейной психотерапии. Пациенты и методы. Обследовано 60 матерей, воспитывающих детей раннего возраста с детским церебральным параличом, и 50 матерей детей с компенсацией перинатальных поражений центральной нервной системы к 1 году жизни. С помощью психологических методик изучали личностные особенности, семейные установки матерей, детско-материнские отношения, осведомленность матерей о состоянии здоровья детей и отношение к их реабилитации. Результаты: установлено, что у матерей, воспитывающих детей-инвалидов, чаще, чем у матерей детей с компенсацией перинатальных поражений центральной нервной системы, выявляются эмоциональные нарушения, отрицательное отношение к разводу и предоставление мужу ведущей роли в семье, реже встречается гипоопека ребенка. Матери менее удовлетворены развитием ребенка, их чаще беспокоят нарушения развития движений, отставание в речевом и психическом развитии, плохой аппетит ребенка, они чаще испытывают беспомощность в реабилитации, отмечают неясность ее перспектив. Они понимают, что их ребенок нуждается в помощи квалифицированных специалистов: невролога, ортопеда, логопеда, психолога, но чаще не удовлетворены общением с ними, недооценивают собственную роль в реабилитации. Выводы: выявленные особенности обосновывают необходимость и определяют основные направления семейной психотерапии — коррекция эмоциональных нарушений у матери, детско-родительских отношений, повышение медицинской и психологической компетенции, что позволяет повысить эффективность реабилитации.

Об авторах

О. Ю. Кочерова
Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова
Россия
доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела охраны здоровья детей и медико-социальных исследований Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова


О. М. Филькина
Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова, Российская Федерация
Россия


Н. В. Долотова
Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова, Российская Федерация
Россия


А. И. Малышкина
Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова, Российская Федерация
Россия


Е. Н. Антышева
Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова, Российская Федерация
Россия


Список литературы

1. Baranov A.A., Il'in A.G. Ross. pediatrich. zhurn. = Russian pediatric journal. 2011; 4: 7–12.

2. Fil'kina O.M., Kocherova O.Yu., Pykhtina L.A., Vorob'eva E.A., Shanina T.G., Dolotova N.V., Vitruk E.L. Nervno-psikhicheskoe i fizicheskoe razvitie, emotsional'noe sostoyanie detei s perinatal'nymi porazheniyami TsNS v zavisimosti ot lichnostnykh kharakteristik ikh roditelei: pos. dlya vrachei [Neuropsychic and Somatic Development, Emotional State of Children with Perinatal Affection of Central Nervous System Depending on Personal Characteristics of Parents: Guideline]. Ivanovo, 2006. 20 p.

3. Mastyukova E.M., Moskovkina A.G. Semeinoe vospitanie detei s otkloneniyami v razvitii [Family Education of Children with Abnormal Development]. Moscow, 2004. 35 p.

4. Vetrila T.G. Klin. psikhiatriya = Cinical psychiatry. 2009; 13(3): 28–34.

5. Korel'skaya N.G. Rol' materi v sem'e, vospityvayushchei rebenka s narusheniyami v razvitii [Role of a Mother in a Family Growing Up a Child with Abnormal Development]. Moscow, 2007. pp. 589–591.

6. Svetlichnaya T.G., Nesterova I.V. Probl. sots. gigieny, zdravookhr. i istorii meditsiny = Problems of social hygene, healthcare and history of medicine. 2010; 4: 19–23.

7. Vert P., Daval J.I. Cell death and neurogenesis after hypoxia: a brain repair mechanism in the developing rat ? Bull. de I Academie nationale de medicine. 2006; 190 (2): 469–481.

8. Wu Y. W. et al. Cerebral palsy in a term population: risk factors and neuroimaging findings. Pediatrics. 2006; 2: 690.

9. Zernitskii O.B. Semeinaya terapiya = Family therapy. 2005; 3: 29–43.

10. Sinitsyna N. Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya detsko-roditel'skikh otnoshenii [Psychological and Pedagogical Correction of Child-Parental Relationships]. Moscow, 2001. pp. 18–19.

11. Sobchik L.N. MINI-SMIL ekspress-diagnostika sostoyaniya [MINI-SMILL Near-patient Testing]. Moscow, 2002. 8 p.

12. Starshenbaum G.V. Kak stat' semeinym psikhologom [To Become a Family Psychologist]. Moscow, 2007. pp. 234–236.

13. Mishurova E.Yu. Komplekt metodik dlya psikhologicheskoi diagnostiki kandidatov v priemnye roditeli [Complex of Techniques for Psychological Diagnosis of Potential Adoptive Parents]. Yaroslavl', 2007. pp. 1, 7–8.

14. Solodyankina O.V. Vospitanie rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sem'e [Growing Up a Physically Challenged Child in a Family]. Moscow, 2007. 80 p.


Для цитирования:


Кочерова О.Ю., Филькина О.М., Долотова Н.В., Малышкина А.И., Антышева Е.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ. Вестник Российской академии медицинских наук. 2014;69(5-6):98-101. https://doi.org/10.15690/vramn.v69i5-6.1051

For citation:


Kocherova O.Y., Fil'kina O.M., Dolotova N.V., Malyshkina A.I., Antysheva E.N. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTHERS BRINGING UP DISABLED CHILDREN. Annals of the Russian academy of medical sciences. 2014;69(5-6):98-101. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vramn.v69i5-6.1051

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-6047 (Print)
ISSN 2414-3545 (Online)