Обоснование. До 30−40% случаев депрессии сопровождаются резистентностью или незначительной реакцией на терапию. Биологические ритмы, задействованные в патогенезе заболевания, будучи уникальной характеристикой индивида, открывают новые возможности для персонифицированной медицины.
Цель исследования ― установить особенности клинической картины и фармакотерапии депрессии у больных с разными хронотипами.
Методы. В проспективном исследовании в качестве критерия эффективности учитывали долю больных, достигших терапевтического ответа (снижение исходного балла шкалы Монтгомери−Асберга, MADRS, более чем на 50% к 8-й нед терапии), и динамику тяжести депрессии (dMADRS). Для оценки состояния использовали шкалы HDRS-21, PSQI, MEQ, ТОВ, расчет «индивидуальной минуты». Статистическая обработка: пакет Excel, Statistica 13.0.
Результаты. Больные (n=100, 48±16 лет) на основании опросника MEQ были разделены на подгруппы по хронотипу: при вечернем ― тяжесть депрессии исходно и спустя 8 нед терапии была выше, антидепрессанты назначались чаще в первой половине дня, при утреннем ― во второй (p<0,00001); такая закономерность назначения была ассоциирована с более высокой редукцией баллов по MADRS (p<0,05); различия в синдромальной структуре достоверны (p<0,05). При вечернем хронотипе эффективнее было назначение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (R=72%), при утреннем ― других классов (R=100%), вне зависимости от хронотипа ― препаратов сбалансированного действия (F=4,62, p=0,032). Для установления роли хронотипа как фактора, значимого в выделении больных депрессией, близкихпо клинико-анамнестическим характеристикам и особенностям фармакотерапии, были проведены дисперсионный и кластерный анализы. В кластере 1 с высокой долей утреннего хронотипа (19%) терапевтический ответ был достигнут в 81% случаев (43,4±17,7 лет; первый эпизод, dMADRS 16,9±2,7; монотерапия антидепрессантом ― 23%), в кластере 3 с высокой представленностью вечернего хронотипа (80%) ― в 50% (40,4±15,2; ранее начало; dMADRS 15,23±2,29; монотерапия ― 7%).
Заключение. Больные депрессией с разными хронотипами имеют значимые различия в клинической картине, течении заболевания и эффективности антидепрессантов разных классов. Вечерний хронотип больного следует рассматривать как прогностически неблагоприятный фактор. Настоящая работа может быть отнесена к исследованиям, указывающим на возможность учета хронотипа для дифференцированного подбора фармакотерапии.