ОНТОГЕНЕЗ НЕЙРОКОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе представлены результаты изучения нейрокогнитивного развития детей в процессе развития. Клинические методы исследования дополнены обследованием детей на отечественном компьютерном психофизиологическом комплексе «Психомат», который позволяет определить ряд когнитивных (познавательных) функций — восприятие, внимание, память, зрительно-моторную координацию, аналитико-синтетические процессы в математическом выражении функции: миллисекундах и проценте ошибок. Развитие ребенка от внутриутробного периода, и в последующей постнатальной жизни, определяется многими факторами. Большое значение для социального развития имеют познавательные процессы, имеющие восходящее движение соответственно возрасту ребенка. Разработанные нормативные таблицы психоневрологического развития ребенка должны быть определяющими и для педиатров различного профиля, и для родителей и для психологов, чтобы не пропустить начало патологической симптоматики — от задержки до отставания развития. С анализом когнитивного статуса ребенка необходимо оценивать речевое развитие, поведение и эмоции. Дефицит когнитивных функций создает сложности обучения, контакта, формируя в ряде случаев синдромальные патологические состояния или нозологические заболевания (от легких задержек темпов развития, до олигофрении различной степени тяжести). Необходимо обучение педиатров различного профиля, детских неврологов тактике обследования детей для определения «когнитивного портрета» в возрастном аспекте, с учетом состояния здоровья, наличия заболеваний соматического и/или психоневрологического генеза, а также влияния лекарственной терапии как на организм ребенка, так и на процессы познания окружающего мира.

 

Об авторах

А. А. Баранов

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: baranov@nczd.ru
доктор медицинских наук, профессор, академик РАН и РАМН, директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр., д. 2/62 Тел.: (499) 143-30-83, факс (499) 134-70-01 Россия

О. И. Маслова

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва

Email: maslova@nczd.ru
доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, зав. отделом психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительной помощи НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «НЦЗД» РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр., д. 2/62 Тел.: (499) 134-02-57 Россия

Л. С. Намазова-Баранова

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва

Email: namazova@nczd.ru
доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАМН, директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр., д. 2/62 Тел.: (495) 967-14-14, факс (499) 783-27-93 Россия

Список литературы

  1. Anokhin P.K. Ocherki fiziologii funktsional'nykh sistem [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow, 1975.
  2. Baranov A.A. Sovremennye problemy zdorov'ya detei. Doklad na sessii Akademii nauk RF 01.10.2007 [Modern problems of children's health. Paper presented at the session of the Academy of Sciences of the Russian Federation dated 01.10.2007].
  3. Skvortsov I.A. Nevrologiya razvitiya [Neurology Development]. Moscow, Litterra, 2008. 544 p.
  4. Badalyan L.A. Detskaya nevrologiya [Pediatric Neurology]. Moscow, Meditsina, 1977.
  5. Mikadze Yu.V. Neiropsikhologiya detskogo vozrasta: Uchebnoe posobie [Neuropsychology of Childhood: A Tutorial]. St. Petersburg, Piter, 2008. 288 p.
  6. Swaiman K.F., Ashwal S., Ferriero D.M. Pediatric Neurology. 2006; 1(2) Fourth Edition: 2407.
  7. Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. Mac Keith Press. 2009. 965 p.
  8. Karkashadze G.A., Maslova O.I., Namazova-Baranova L.S. Actual problems of diagnosis and treatment of mild cognitive impairment in children. Pediatricheskaya farmakologiya = Pediatric pharmacology. 2011; 8(5): 36-41.
  9. Namazova-Baranova L.S., Muradova O.I., Torshkhoeva R.M. et al. Quantitative standards cognitive performance in healthy Russian schoolchildren aged 8-17 surveyed using a test computer system "Psychomat". Pediatricheskaya farmakologiya = Pediatric pharmacology. 2012; 9(2): 80-90.
  10. Lazarev M.L. The system of medical, psychological and pedagogical support of the child's development before and after birth. Voprosy sovremennoi pediatrii = Current Pediatrics. 2011; 10(2): 14-18.
  11. Lazurenko S.B. Korrektsionno-pedagogicheskaya pomoshch' detyam s narusheniem intellektual'nogo razvitiya v sisteme kompleksnoi reabilitatsii. Doklad na zasedanii Byuro Otdeleniya psikhologii i vozrastnoi fiziologii RAO 16.11 2011 g [Correctional and educational assistance to children with intellectual disabilities in the system of comprehensive rehabilitation. Paper presented at the meeting of the Bureau of the Department of Psychology and Physiology, dated November 16, 2011].
  12. Profilakticheskaya pediatriya: Rukovodstvo dlya vrachei. Pod red. A.A. Baranova [Preventive Pediatrics: Guide for Physicians. Edited by A.A. Baranov]. Moscow, Soyuz pediatrov Rossii, 2012. 692 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Издательство "Педиатръ", 2012



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах